06:0020 февраля 202306:00
9просмотров
06:0020 февраля 2023
Как рынок, который принято считать лакмусом экономических процессов в стране, после "ударной пятилетки" пережил кризис в 2022-м, "ДП" рассказал коммерческий директор компании "Интерлизинг" Сергей Жарков
Можно ли говорить, что в прошлом году, несмотря на все сложности, отрасль нашла пути адаптации и развития?
— 2022 год был непростым, особенно II квартал, на который пришёлся шоковый период, когда никто не понимал, что делать: одномоментно взлетели стоимость фондирования, ключевая ставка, курс доллара. Но с III квартала началось восстановление.
Лизинговая отрасль не инертная, она не зарегулирована, поэтому очень быстро адаптируется. Мы отметили, что, как только ключевая ставка была снижена, спрос вырос до уровней января 2022 года. Этому в том числе способствовал отложенный спрос, который сформировался в период неопределённости.
В 2021 году "дозревшая" потребность сыграла на руку стремительному росту рынка. Получается, в 2023–м отложенный спрос даст приблизительно такой же эффект?
— Он отыгрался в III и IV кварталах, потому что — если говорить про обновление парков техники европейскими производителями — то, что разрешено к ввозу, доставляется и сейчас: те же седельные тягачи. Единственный момент: таможенное декларирование до сих пор идёт на физическое лицо, а для юрлиц не совсем оптимально покупать без НДС. То, что запрещено, — всё равно ввозится, но с повышенными рисками, долго и дорого в квадрате.
А стало ли подспорьем расширение присутствия на российском рынке азиатских брендов? Или пока драйвером остаётся отечественный автопром?
— Мы видим, что спрос существенно переориентировался на китайских производителей. Это касается транспорта, грузовой техники, оборудования. Ждать снятия санкций в ближайшие годы — чересчур оптимистично. Надо принять новую реальность и искать альтернативы, в первую очередь в Китае, странах БРИКС и СНГ.
По грузовым автомобилям — доля китайских брендов относительно 2021 года выросла более чем в 3 раза. Если в 2021 году она составляла примерно 8%, то в 2022–м это уже 30% от всего рынка. Лидером среди грузовых марок по–прежнему остаётся КамАЗ. На второе место вышел "Шахман" (Shacman), который сейчас занимает львиную долю продаж самосвалов.
Что касается легковых автомобилей, доля "китайцев" увеличилась с 10 до 30%. Отечественных брендов — с 30 до 42%. Но если в 2021 году совокупная доля российских и китайских автомобилей была около 30%, то в 2022–м это уже 72%. И я думаю, что в 2023 году доли китайских и отечественных брендов будут равными, они просто поделят рынок.
В любом случае все европейские, японские и частично корейские марки (последние ещё ввозятся, но на них очень маленькие квоты) заместили китайские. Конечно, брендами из Поднебесной не заменить luxe. В Китае на самом деле очень много производителей легковых автомобилей, которые ещё до нас не доехали. Там есть и люксовые бренды, но тот же Mercedes, BMW и Audi китайскими автомобилями не заместить. Поэтому в этом сегменте всё–таки будет поддерживаться параллельный импорт.
Кто сегодня активнее: МСП или крупный бизнес?
— Малый бизнес был всегда активен в период трансформации и адаптации к новым условиям. Это показали нам и 2014–й, и 2020–й, и 2022 год. В частности, доля в приобретении основных средств в лизинг в периоды нестабильности растёт у малого бизнеса. Крупный обычно в условиях неопределённости замораживает свои инвестпрограммы. Спрос от среднего и крупного бизнеса начал восстанавливаться только в IV квартале 2022–го, когда компании почувствовали условную стабилизацию, предсказуемость ситуации.
Появились ли на рынке какие–то беспрецедентные предложения, адекватные моменту?
— В условиях дефицита говорить сложно. Могу отметить беспрецедентные скидки от Минпромторга в качестве субсидирования отечественных электромобилей. В частности, правительство, стараясь поддержать российских производителей, даёт субсидию 25% от стоимости легкового автомобиля и до 30% от стоимости лёгкого коммерческого транспорта. Но если с электромобилями–легковушками всё более–менее понятно — есть такая марка Evolute, то в сегменте LCV на рынке пока таких нет.Однако можно говорить про полную доступность финансирования со стороны не только лизинговых компаний, но и банков. Потому что сейчас благодаря политике ЦБ на рынке достаточно ликвидности, заёмный капитал доступен.
Дальнейшего снижения ключевой ставки я бы не ждал, и тем более до уровней 2020–го — 4,5%, потому что общемировая инфляция уже не опустится до таких низких значений в ближайшие годы. Возможно, конечно, какое–то снижение, но не такое существенное. Поэтому с точки зрения финансирования и фондирования каких–то проектов ценовые предложения сейчас на уровне 2019 – 2020 годов.
Какие цели компания ставит на текущий год?
— Тактически у нас горизонт планирования сузился до 1 месяца. А вот стратегически — важно не реагировать на изменчивую конъюнктуру, ориентироваться на будущие тренды. Необходимо понимать векторы дальнейшего развития. Например, что санкции со стороны Запада не будут сняты, скорее всего, в ближайшие десятилетия. Что переориентироваться надо на Азию, Ближний Восток, Латинскую Америку, возможно, Африку. Что мировая инфляция сохранится на высоком уровне ещё несколько лет точно. И по–прежнему будет неопределённость и непредсказуемость.
Наш опыт подтверждает, что внешние факторы можно нивелировать. Так, в 2020 году при стагнации рынка лизинга мы выросли на 42%. В прошлом году ожидали снижения на 10%, но приросли на 14%. На 2023 год у нас сверхзадача: мы запланировали вырасти относительно 2022–го на 70%. Существенно расширяем филиальную сеть — на 55% к предыдущему году, становимся ближе к лизингополучателям. Также проводим масштабную реорганизацию коммерческого блока, упрощаем процессы.
Мы видим, что спрос на инструмент лизинга растёт. На самом деле ситуацию с дефицитом техники и основных средств, который есть сейчас, я расцениваю даже положительно, потому что это показывает, что интерес огромный, экономика развивается, а мы вместе с ней — и помогаем лизингополучателям обновлять основные средства.
После каждого периода кризиса остаются эффективные компании, которые смогли оперативно адаптироваться к новым условиям. Про активность малого бизнеса в турбулентные времена я уже говорил.
Кроме того, для розничных лизинговых компаний необходимы две важнейшие компетенции: по предмету лизинга, с которым они работают, чтобы они понимали, как оценивать падение стоимости, техническое состояние, возможность ремаркетинга в случае чего; и уже во вторую очередь — по оценке финансового состояния лизингополучателя.
Поэтому рецепт на нестабильные времена для розничных лизинговых компаний — переориентация на малый бизнес и максимальная диверсификация.