Включение меблировки квартир в ипотеку добавит на мебельный рынок более 1,5 млрд рублей. В свою очередь, застройщики получат инструмент, способный стимулировать падающие продажи.
Пока в Петербурге программа оснащения квартир предметами интерьера — лишь частная инициатива застройщиков и мебельных компаний. Меблированные квартиры есть, например, у компаний ПИК, Setl Group, КВС, "Ленстройтрест", ЦДС, ЛСР и "Эталон". Впрочем, по оценкам экспертов, их продаётся не так много — около 2000 в год. Всего же в Петербурге в прошлом году было продано 48,4 тыс. квартир.
Дошли до президента
Инициативу, позволяющую внести меблировку в стоимость квартиры и, соответственно, в стоимость ипотечного кредита, мебельщики лоббируют уже несколько лет. По их словам, это формат, в котором как минимум два выгодоприобретателя. Покупатель получает готовый к проживанию объект вместе с ключами от квартиры. Девелопер приобретает дополнительное конкурентное преимущество в случае сотрудничества с надёжными поставщиками, дизайнерскими бюро, известными производителями. "А в случае ипотечного кредита схема становится интересной и банкам", — добавляет генеральный директор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков.
Но пока к единым нормам оснащения квартир предметами интерьера, утверждённым на государственном уровне, не пришли. Впрочем, вполне возможно, что сейчас эта история выходит на финишную прямую. На прошлой неделе глава Минстроя России Ирек Файзуллин обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой поддержать инициативу по включению меблировки квартир в ипотеку. "Поддержка инициативы по покупке российской мебели за счёт ипотечного кредита необходима для развития лесопромышленного комплекса. Кроме того, такой подход поможет снизить цену мебели для потребителей за счёт её включения в сумму кредита, а также обеспечит дополнительный спрос граждан на отечественные товары", — объяснил министр.
Движимый залог
Однако банкиры не в восторге от инициативы. Дело в том, что в отличие от квартиры, которую сложно продать без согласия банка, мебель является отделимым улучшением. А значит, её сложно внести в залоговую массу.
Есть и другие сложности. Сейчас средний срок ипотечного кредита — 21–22 года, а срок использования мебели, как правило, существенно короче — 5–10 лет. Кроме того, собственник может поменять мебель под свои нужды спустя 2–3 года, и не факт, что стоимость новой обстановки покроет обязательства перед кредитором в случае проблем с погашением ипотечного кредита.
По мнению Егора Фёдорова, коммерческого директора GloraX, скорее всего, банки повысят ставки, если предмет залога будет включать в себя мебель. "Объясняется это тем, что срок её эксплуатации небольшой, к тому же мебель не является недвижимым имуществом. В случае, если у заёмщика случится дефолт, реализовать такой актив без потерь для себя будет сложнее. Однако поскольку стоимость мебели составляет не более 5% общей стоимости квартиры в новостройке с отделкой, то более высокими рисками для банков можно пренебречь, потому что 95% от стоимости залога всё же обеспечивается стоимостью квартиры", — говорит он.
Гарантия продаж
Передача покупателям жилья с мебелью, сразу готового к использованию, — мировой тренд рынка недвижимости, говорят эксперты. Даже в советское время люди массово въезжали в квартиры с полной отделкой, сантехникой и оборудованным кухонным уголком. Но на петербургском рынке подобных квартир пока не так много — 5–7%.
Впрочем, их количество растёт. "За 2022 год спрос на сервис меблировки увеличился практически на 60%. По нашим данным, покупка жилья с готовой меблировкой на 35% экономичнее, чем покупка такого же комплекта мебели и техники в розницу", — подсчитала директор по развитию "Петербургской недвижимости" Ольга Кобякова.
По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, мебель покупателям будет обходиться на 40–50% дешевле, поскольку застройщики будут закупать её оптом. "При этом появление нового сегмента рынка сулит гарантированный сбыт продукции не только для крупных производителей, но и для малых предприятий. Расширенный спрос на мебель позволит каждому игроку рынка работать под заказ, что существенно уменьшит риск банкротства предприятий мебельной промышленности", — говорится в сообщении ассоциации.
По оценкам Максима Жабина, заместителя генерального директора СК "ЛенРусСтрой", в сегменте "эконом" покупателей, желающих купить квартиру с качественной полной отделкой, порядка 80%. А около 70% приобрели бы квартиру не только с отделкой, но и с мебелью. "Современный человек хочет экономить время, поэтому принцип “заезжай и живи” так важен. Мы уже несколько лет разрабатываем продукт, который включал бы меблировку квартир. К сожалению, пока не удалось найти устраивающих нас поставщиков, которые готовы нести ответственность за свои изделия наравне с нами и удовлетворяли бы по цене", — рассказывает он.
Кроме того, покупателям это даёт возможность зафиксировать стоимость мебели и техники на весь период строительства ещё на этапе покупки квартиры, тем самым обезопасив себя от возможного роста цен.
Впрочем, есть и сложности. "В домах большое количество планировок. Под разный вид жилья застройщику необходимо будет разработать несколько вариантов дизайна, мебели и т. д. Это потребует определённых ресурсов. Значит, вырастет и конечная цена самой квартиры", — говорит Степан Фёдоров, генеральный директор АО "ЛенОблАИЖК".
По оценкам участников рынка, спрос на меблированные квартиры в Петербурге и Ленобласти может составить около 6 тыс. в год. При средней цене меблировки 250 тыс. рублей это принесёт мебельщикам 1,5 млрд рублей.