Под конец 2023 года в центре Петербурга практически не останется мест для бесплатной парковки. Иного пути, похоже, нет.
То, что казалось далёким, совсем скоро станет явью. Петроградский район полностью покроется платной парковкой уже 1 июля. С 1 ноября раскошеливаться петербуржцам за оставленный автомобиль придётся на Крестовском и Васильевском островах. Если учесть уже действующую платную зону в Центральном и Адмиралтейском районах, получится, что вскоре платная парковка будет охватывать практически весь исторический центр Петербурга. Небольшая часть улиц Васильевского острова не в счёт.
На всей Петроградской стороне платное парковочное пространство будет размещено на 141 улице. Там планируется обустроить более 10 тыс. машино–мест. Городские власти уже начали готовиться к оборудованию пространства: СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт–Петербурга" на днях выбрало подрядчиков на установку знаков и технических средств организации дорожного движения за 72,5 млн рублей. Помимо этого СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт–Петербурга" (ГЦУП) смонтирует и установит паркоматы и свыше 1,1 тыс. информационных табличек.
Васильевский остров платная парковка охватит в IV квартале 2023 года. Она ограничится наб. Макарова, Университетской наб., наб. Лейтенанта Шмидта и Наличной улицей. В это же время к платному пространству Петербурга примкнут улицы Крестовского острова, требующие разгрузки. Как пояснили в ГЦУП, точное количество парковочных мест в Василеостровском районе и на Крестовском острове будет определено по результатам выполнения проектных работ. Улицы Василеостровского района, не попавшие в платную зону, планируется оставить бесплатными, если в обратном не будет нужды.
“
"Безусловно, появление зоны платной парковки на указанных территориях внесёт коррективы в жизнь петербуржцев. В связи с этим в городе ведётся активная работа по информированию граждан о предстоящем функционировании новых парковочных зон. Один из вопросов, который требует пристального внимания, — это оформление парковочных разрешений жителя", — отмечают в ГЦУП.
Без резких перемен
В комитете по транспорту города полагают, что разгрузка улиц Петроградского и Василеостровского районов возымеет не меньший эффект, чем в Центральном и Адмиралтейском.
"Зона платной парковки действует в Петербурге с 2015 года. До реализации социального проекта автомобили могли простаивать вдоль улиц исторического центра по 8–10 часов. К тому же частым явлением на дорогах была хаотичная парковка в два–три ряда. Однако в результате поэтапного ввода зоны платной парковки на территории Центрального и Адмиралтейского районов произошли изменения", — отмечают чиновники.
Среди них, например, увеличение в 3 раза оборачиваемости парковочных мест, сокращение на 30–45 минут продолжительности вечернего часа пик, сокращение нарушений правил парковки, количества ДТП и числа прибывающего в центр личного транспорта. Экстренные службы стали прибывать быстрее, увеличилась скорость общественного транспорта. В целом же загруженность дорог в Центральном районе снизилась на 8%, в Адмиралтейском — в среднем на 11%.
Транспортный инженер Дмитрий Баранов, опираясь на эффекты уже введённых зон платной парковки, озвученные комитетом по транспорту, предполагает, что и в новых зонах движение станет более упорядоченным и безопасным. Но каких–то резких переломных моментов ждать не стоит.
"Это постепенный, планомерный процесс. Синергетический эффект от расширения тоже должен проявиться, потому что это выравнивает ситуацию на смежных территориях, что само по себе хорошо. Но не резко и не сразу. Необходимо время, чтобы люди привыкли к новым условиям и поменяли свои привычки", — считает эксперт.
Не стоит ждать и резкого сокращения количества транспорта в центре. Задача ведь не в том, чтобы горожане перестали передвигаться на автомобилях или передвигаться вообще. Задача — контролировать и оптимизировать этот процесс, отмечает Дмитрий Баранов.
“
"Платные парковки повышают оборачиваемость парковочных мест, то есть в течение дня ими воспользуется больше водителей. Поэтому в целом автомобилей меньше не станет, и петербуржцы пользоваться ими не перестанут. Но при этом, с одной стороны, платная парковка сглаживает пиковую нагрузку, а с другой стороны, повышает пропускную способность проезжих частей. Что, вероятно, улучшит ситуацию на дороге, особенно утром и вечером", — говорит эксперт.
Пётр Атаев, директор по развитию ООО "Дорнадзор" (компания проектировала платную зону на Петроградке. — Ред.), считает, что один из главных эффектов, который может быть достигнут путём ввода платной парковки, — сокращение поездок в формате "дом — работа" на индивидуальном транспорте. Тратить 800 рублей за простой рядом с офисом будут готовы не все.
Уникальный проект
Губернатор Петербурга Александр Беглов ранее отмечал, что Петроградский — один из старейших районов города, улицы там узкие и из–за хаотичной парковки они оказались одними из самых перегруженных.
Специалисты, занимающиеся проектированием платной парковки в этом районе, сразу отметили, что "проект уникальный и требует внимательного рассмотрения".
По словам Атаева, основное нововведение заключается в том, что большое число улиц станут односторонними. Помимо тех, что сейчас являются таковыми, это порядка 20 улиц, не самых крупных.
"На некоторых улицах парковка будет убрана полностью, где–то в связи с целесообразностью движения, как, например, на улице Куйбышева, Большой Пушкарской. Это транзитные трассы, здесь серьёзные потоки движения. Выделять целую полосу под парковку и раньше было нецелесообразно, поэтому будет полный запрет. Где–то платная парковка не вписывается по габаритам, так как местами пересматривается ширина полос", — рассказал Атаев.
По его словам, однозначно возникнут проблемы с дворами, как это случилось в Адмиралтейском районе, и решать их, судя по всему, придётся жителям. Город пока никакого решения не предлагает.
Несмотря на желание заказчика и проектировщика платной парковки, добавить на Петроградке множество велополос не получится. Фактически появится только одна новая велодорожка — на Петровском проспекте. Она свяжет велополосы на мосту Бетанкура и Петровской площади.
Неизбежная мера
“
"Платная парковка — это просто неотъемлемый атрибут города с развитой экономикой, приспособленного для автомобилей. Если люди массово пользуются авто, нужно этот процесс регулировать. Поэтому внедрение платной парковки неизбежно, покуда автомобили доступны для населения", — убеждён транспортный инженер Дмитрий Баранов.
В ГЦУП подчёркивают, что расширение зоны платной парковки — лишь один из инструментов организации парковочного пространства и дорожного движения в центральной части города. Снизить автомобильный трафик также помогают городские и перехватывающие автостоянки. Их в городе 33 на 3808 машино–мест.
Несмотря на то что платная парковка — социальный проект, цель которого — разгрузить центр города от наплыва личного транспорта, она приносит и дополнительные средства в бюджет города.
Доходы от эксплуатации зоны платной парковки в Центральном и Адмиралтейском районах за 2022 год составили свыше 2,2 млрд рублей. Из них 1 млрд — поступления от парковочных разрешений, абонементов и почасовой оплаты, ещё 1,2 млрд — средства почти от 419 тыс. постановлений о штрафах.
Поскольку доходы от платной зоны складываются из различных зачислений, предугадать точное число средств, которое будет поступать в бюджет города с учётом новых зон, трудно.
Для сравнения: нынешняя зона платной парковки насчитывает 27 250 машино–мест. Ранее сообщалось, что к концу 2023 года зона платной парковки в исторической части города, включающая Центральный, Адмиралтейский, Петроградский и Василеостровский районы, будет насчитывать порядка 65 тыс. парковочных мест.