В конце февраля 2022 года канцлер Германии Олаф Шольц выступил перед парламентом своей страны и заявил, что Германия совершит эпохальный переломный момент.
Конфликт на Украине, заявил Шольц, потребовал от Берлина переосмысления своей роли в мире. Он утверждал, что его страна обязана защищать демократию. И обещал, что Германия, долгое время являвшаяся доминирующей экономической державой Европы, теперь станет настоящей геополитической силой.
Среди союзников Германии речь Шольца была встречена тепло: более 10 лет многие из этих стран ждали, когда Германия возглавит Европу. Но дела Шольца не соответствовали его словам, пишет журнал Foreign Affairs.
Несмотря на его обещания, немецкие вооружённые силы по-прежнему недофинансируются. Берлин является одним из самых убеждённых сторонников Украины, но прохладное отношение Германии к вооружению Украины и её усталость от изоляции России подорвали доверие к ней.
Куда смотрят другие
В отсутствие Берлина другие европейские государства пытаются руководить континентом. Франция выступает за европейскую автономию от США, а Польша претендует на роль новой силы безопасности на континенте. Но ни одно из этих усилий не получило никакой поддержки.
Президент Франции Эммануэль Макрон не завоевал себе много поклонников, предположив, что Европа проигнорирует нападение Китая на Тайвань, а остальная часть континента не желает совместных европейских военных действий. Польша же останется на политической окраине континента до тех пор, пока не будет придерживаться принципов ЕС в области верховенства закона.
В результате США станут единственной страной, способной управлять архитектурой безопасности Европы в обозримом будущем, считает издание. А "прорыв" Германии может в конечном итоге сделать её лучшим партнёром для Вашингтона.
Украинский конфликт уже вытолкнул Германию из зоны комфорта. Эта страна стремится диверсифицировать свою экономику и укрепить дипломатические связи с развивающимся миром. Но для успеха такой стратегии Германии не хватает лучше реагировать на потребности своих союзников.
Чего не хватает Берлину для лидерства
В рамках Европейского союза ни одно государство не может сравниться по мощи с Германией. Это самая густонаселённая страна блока, где проживает примерно на 15 млн человек больше, чем во Франции. У неё самая большая экономика в ЕС. Она обладает возможностями, такими как производственная база и инвестиции в науку и исследования, которые не имеют себе равных. Вот почему так много стран Европы, особенно восточных государств ЕС, были рады услышать о планах Шольца по созданию более глобального Берлина.
Но за 14 месяцев, прошедших с тех пор как выступил Шольц, стало очевидно, что усилия не увенчались успехом. Например, в рамках своего выступления Шольц пообещал создать специальный фонд в размере $100 млрд для немецких вооружённых сил, призванный помочь им модернизироваться. Но когда парламентский комиссар по делам вооружённых сил представил годовой отчёт комиссии за 2022 год, выяснилось: ни цента из фонда не поступило немецким солдатам.
Деньги будут выплачены только тогда, когда будут выполнены заказы на истребители F-35 и вертолёты "Чинук", что потребует времени. Между тем более высокие процентные ставки привели к уменьшению фактической суммы в армейской казне. В результате бундесвер — немецкие вооружённые силы — остаётся изношенным.
Ещё Шольц обещал, что Германия потратит на вооруженные силы минимум 2% ВВП, но пока страна достигла этой цели. Бундесверу также может быть трудно собрать 30 тыс. военнослужащих для НАТО в постоянной и высокой степени готовности к 2025 году, как опять же обещал Шольц.
Тяжёлая зависимость
Одна из причин, по которой Германия так отстаёт, заключается в том, что она по-прежнему сильно зависит от Соединённых Штатов, пишет издание. Пример — спор о предоставлении Украине боевых танков. Германия производит танки Leopard, но Шольц отказывался даже разрешить другим странам, владеющим "Леопардами", перевезти их на Украину (при продаже оружия в другую страну Германия сохраняет за собой право запретить покупателю передавать его третьей стороне).
Германия уступила только после того, как Вашингтон согласился поставить Украине свои гораздо более громоздкие танки "Абрамс". Берлину понадобилось американское прикрытие, прежде чем он начал действовать.
Это уже не просто координация с Вашингтоном, а весьма непрагматичная зависимость. Во времена администрации Трампа США были непостоянны в отношениях с Берлином и остальной Западной Европой, что побудило тогдашнего канцлера Ангелу Меркель заявить, что Европе пришло время "взять судьбу в свои руки". Но "прорыв" Шольца мало что сделал и для этого, и вообще для того, чтобы помочь Берлину возглавить Европу, пишет журнал.
Отношения Германии с Францией напряжены из-за стремления Макрона к автономии и развития атомной энергетики Франции, против чего выступает Берлин. Польша критиковала Германию за игнорирование её проблем безопасности. Многие европейские государства также не решаются полностью следовать за Берлином, и по понятной причине: Германия часто отталкивала партнеров, продвигая свои собственные интересы под видом того, что делает то, что лучше для ЕС. Совсем недавно, например, Берлин отменил уже согласованное законодательство ЕС, обязывающее страны-члены постепенно отказываться от автомобилей, работающих на ископаемом топливе, — якобы потому, что политика не была благоприятной для технологий (поскольку она снижала стоимость автомобильного топлива, изготовленного по технологии улавливания углерода). Но на самом деле — в интересах немецкого автопрома.