С начала 2000-х в российской экономике произошло немало знаковых событий, оказавших существенное влияние на развитие строительной отрасли. Что помогало девелоперам двигаться вперёд и как менялись правила игры, "ДП" рассказали Владимир Трекин и Сергей Ярошенко — совладельцы Группы компаний "КВС", которой в этом году исполняется 20 лет.
В 2003 году вы вышли на рынок как субподрядная организация, а в 2005-м уже выиграли конкурс на возведение первого серьёзного объекта. Когда было проще строить — в начале 2000-х или сейчас?
С.Я.: Двадцать лет назад всерьёз ощущался дефицит недвижимости. Новые дома росли, как грибы, и рынок съедал всё. В таких условиях на стройку было выйти легче, чем, например, сейчас. Но теперь мы пожинаем ошибки того периода. Что хорошо, что плохо — рассудит время. Однако уверен, что должны быть некие рамки. Только жёсткие правила могут минимизировать градостроительные ошибки.
Сергей Ярошенко, совладелец и основатель Группы компаний "КВС"
В.Т.: Застройщикам действительно стало сложнее работать. Раньше всё было в их руках: требовалось лишь грамотно организовать процессы, выстроить финансовую политику. Сейчас же девелоперы зависят от банков, платёжеспособности населения, геополитической ситуации. При этом сам застройщик как-то повлиять на эти показатели не может.
Подрядным же организациям, наоборот, стало несколько проще. 214-ФЗ позволяет им спокойно трудиться по графику и получать оплату в срок, если, конечно, договор заключён с добросовестным застройщиком.
Владимир Трекин, совладелец и основатель Группы компаний "КВС"
Как удалось вырасти из субподрядной организации в крупного застройщика?
В.Т.: Довольно быстрому развитию способствовала конъюнктура рынка. Мы смогли зарекомендовать себя как надёжная строительная компания и в 2005 году получили заказ от города на бюджетное строительство, и это было только начало. Нарастив компетенции, в 2011–2012 годах мы решили реализовать собственный проект "GUSI-Лебеди" в качестве застройщика.
С.Я: С одной стороны, в 2003-м мы вышли на растущий рынок, с другой — строителей, желающих занять свою нишу, тоже было немало. Поэтому я бы сказал, что любой успех — это, прежде всего, чёткая, понятная цель и слаженная работа команды, когда никто не тянет одеяло на себя, и все трудятся, не покладая рук. На сегодняшний день у нас большой дружный коллектив, одних инженерно-технических работников — 700 человек.
Как изменились технологии и стандарты строительства за 20 лет работы компании?
В.Т.: Когда мы начинали работать, практически все строительные технологии на рынке уже были известны. Просто тогда большая часть материалов и оборудования приходила с Запада. С тех пор подросли наши компании, появилось много отечественной продукции. Что касается строительных стандартов, то они, по сути, не менялись с советских времён. Зато сами потребители стали более требовательными к планировкам, инфраструктуре. Например, к качеству отделки они предъявляют требования, которые гораздо строже СНиП. Здесь важно избежать потребительского терроризма. Думаю, рынок и государство будут регулировать эти отношения.
Когда появились монолитные дома, многие говорили, что это бетонные коробки, что они "не дышат". Сегодня монолитное строительство никого не удивляет — можно ли назвать такое жильё достаточно комфортным и надёжным для конечного потребителя?
В.Т.: Монолитные технологии были известны ещё в Древнем Риме. А вот для нашей страны это относительно новая история. В основном в советское время было развито кирпичное и серийное панельное домостроение. В последних вечной проблемой были швы, которые со временем теряли герметичность. Сегодня действительно большинство компаний перешли на монолит, так как он позволяет создавать более разнообразные планировки, выбирать подходящие под проект варианты фасадов, будь то вентилируемые или штукатурные. Но, главное, монолитные технологии не имеют жёсткой привязки к производству. Для первых таких домов, которые возводились в Петербурге в 1990-х годах, покупалась итальянская алюминиевая опалубка. Позже на рынок вышли немецкая и австрийская фирмы. Сегодня мы работаем только с российским производителем.
Получила ли новое развитие проблема импортозамещения: в каких направлениях строительства и при возведении каких классов жилья она ощущается наиболее остро?
С.Я.: Процедура импортозамещения началась ещё в 2014 году и, могу сказать, что в жилье массового сегмента уже давно используется всё отечественное. Мы видим некоторые проблемы у тех, кто ранее пользовался комплектующими, различными субстанциями европейского происхождения, например, у производителей красок. Они пытаются заменить поставщиков, подбирают различные варианты, из-за этого часто падает качество продукции. Отслеживать это нам помогает наша лаборатория.
В.Т.: Как показала практика — всё заменяемо. Могут возникать вопросы с инженерными коммуникациями, но здесь на помощь приходят китайские производители. К слову, за последние 10 лет они шагнули далеко вперёд. Мы не раз сотрудничали с ними в части строительства объектов недвижимости. Появление на рынке новых поставщиков стройматериалов и оборудования считаю благом. Раньше были так называемые монополисты, они могли диктовать свои цены, сейчас же конкуренция делает своё дело. Кроме того, есть из чего выбирать.
Исходя из собственного опыта и истории работы компании, какие наибольшие вызовы для рынка недвижимости за последние десятилетия можете назвать?
В.Т.: Самые тяжёлые испытания для строительной отрасли связаны с экономикой государства. На мой взгляд, начало 1990-х годов, когда сложно было найти средства даже на то, чтобы выплатить людям зарплату, стало наиболее серьёзным вызовом. С тех пор такого трудного периода, пожалуй, больше не было. Сейчас, безусловно, есть трудности, но мы с ними справляемся, а что будет дальше — посмотрим.
С.Я.: В любой кризис главное не опускать руки, а работать. Компания, которая хочет развиваться, всегда найдёт возможности подстроиться под существующие реалии.
Когда появилось проектное финансирование, у него было много противников. Но мы для себя решили, что отступать некуда, и одни из первых начали с банками осваивать новую схему работы. Через какое-то время мы даже увидели положительные моменты. На сегодняшний день для крупных девелоперов проектное финансирование — благо, так как позволяет сохранять высокую динамику стройки. Дома сдаются в срок, и у застройщика остаётся задача — вовремя продавать квартиры. Для потенциальных покупателей такая схема работы тоже является несомненным плюсом, так как даёт уверенность, что ключи будут переданы вовремя. Для города же автоматически отпадают проблемы долгостроев и обманутых дольщиков.
Какие можете назвать тренды в строительстве? На что обращают внимание покупатели сегодня?
С.Я.: Тренды — не совсем верное понятие. Речь скорее о внутренних требованиях каждого из нас, как потребителя недвижимости. Очень важны, конечно, планировки, высота потолков, уровень качества отделки. Но человек покупает не только квартиру, где ночует, а место, где он живёт, поэтому ему должно быть комфортно во всём. Большую роль играют организация мест общего пользования, наличие колясочных, парковок для велосипедов, кладовых, благоустройство территории. В идеале, когда потенциальный покупатель может визуально представить, как будет выглядеть ЖК и его будущая квартира. Поэтому мы, например, на всех объектах делаем шоурумы, и стараемся прислушиваться к пожеланиям конечного потребителя. Так, сейчас в моде ЗОЖ, и в одном из проектов всё с этим связано: есть разнообразные тренажёры, дорожки для бега и велопрогулок, свой комьюнити-центр, в том числе, для совместных занятий спортом.
В сентябре прошлого года вы открыли Центр современного строительства? Как пришли к идее его создания и в чём его основная миссия? Как оцениваете эффективность его работы на сегодняшний день?
С.Я.: Мы начали с того, что нам нужна была площадка для обучения собственных сотрудников: для более эффективной работы им необходимо понимать, что мы строим, каким образом, из каких материалов. По мере обустройства центра и написания обучающих программ мы решили, что можно также приобщить к этому и подрастающее поколение, наглядно продемонстрировать им всё, что касается строительной профессии. Важно, чтобы старшеклассник осознанно шёл в профильный вуз или строительный техникум, а окончив его, продолжал работать по своему направлению.
Эффективность Центра оцениваем в большей степени по количеству посещений. На сегодняшний день в месяц обучение проходят около 400 человек — школьники, студенты среднетехнических учебных заведений, профильных вузов. Старшеклассников знакомят с экспозицией студенты строительного факультета Политехнического университета. Для организованных групп мы приглашаем в качестве экскурсоводов специалистов, для отдельных посетителей предусмотрены аудиогиды.
Какие специальности в строительстве сегодня наиболее востребованы? Ощущается ли дефицит выпускников, которые бы хотели работать на стройке?
С.Я.: На сегодняшний день все технические специальности очень востребованы и высокооплачиваемы. И популярность строительной профессии будет только увеличиваться, потому что город продолжает прирастать новыми территориями, а его исторический центр постоянно нуждается в обновлении. Недостатка работы в нашей отрасли точно не будет.
В.Т.: При этом дефицит людей, которые хотят работать, был, есть и будет всегда. Только раньше кадрами и трудоустройством занималось государство, сейчас в этом плане полная свобода действий. Больше всё-таки, наверное, не хватает именно рабочих рук: сварщиков, каменщиков, стропальщиков. В основном потребности закрываются за счёт работников из стран СНГ, но и в советское время мало ленинградцев хотели трудиться в столь непростых условиях — тогда направляли на стройку людей из регионов, обеспечивали их жильём.
Сегодня выпускается много специалистов, но даже те, кто остаются в профессии, часто трудятся без должного рвения, желания развиваться, а без этого нет роста. В то же время, всегда есть потребность в инициативных специалистах, которые честно и ответственно относятся к своей работе. Мы стараемся растить свои кадры, за долгие годы у нас сложилось лояльное отношение к компании со стороны работников. Бывает, что к нам приходят дети уважаемых сотрудников, которые уже ушли на заслуженный отдых или продолжают трудиться в другом отделе.
Что сейчас в планах, какие крупные проекты собираетесь реализовать?
С.Я.: До 2037 года у нас всё расписано, каждый знает, что делать. Мы строим 150–200 тыс. квадратных метров в год, ни больше, ни меньше, и придерживаемся этого. Дополнительно участвуем в госконтрактах, активно помогаем городу развивать социальные объекты.
В этом году мы выведем два жилых комплекса в продажу: "Б15" на проспекте Маршала Блюхера и "Дубровский" в Пушкине, уровня бизнес-класса. В соответствии с графиком продолжим вводить новые "очереди" уже построенных объектов. У нас всё довольно предсказуемо, так как мы придерживаемся своих планов и адресной программы.