Параллельный импорт новых легковых автомобилей брендов, ушедших из России, сконцентрировался на премиальном сегменте. Машины же стоимостью до 2 млн рублей активно замещают китайские марки.
За первые 4 месяца 2023 года в Россию ввезли 120,4 тыс. новых легковых автомобилей — в 2,2 раза больше, чем в январе–апреле прошлого года. Объём импорта подержанных машин за этот же период утроился — до 141,1 тыс., подсчитали в "Автостате". По оценкам аналитиков агентства, это самые высокие объёмы импорта за последние 2 года.
В сегменте новых машин влияние импорта существенное: так, в апреле в нашу страну ввезли около 34 тыс. новых легковых машин, притом что за этот же месяц в России было продано 75,6 тыс., указывает исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов. При этом больше всего новых машин в Россию везут из Китая: его доля в общем объёме импорта приближается к 70%.
Машины же с пробегом чаще всего импортируют из Японии (49,1%), Армении (17,8%) и Белоруссии (11,8%). В этом сегменте доля импорта по итогам апреля составила всего около 6%, то есть импортные поставки для него значительно менее существенны.
Свято место пусто не бывает
Читайте также:
Авто
Параллельный импорт пока не катит
По оценке Алексея Подщеколдина, вице–президента ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД), в прошлом году из страны ушли 46 производителей, которые составляли 80% рынка: вследствие чего на нём образовалась брешь примерно в 1 млн автомобилей. Часть машин, ввозимых в Россию из–за рубежа, составляет параллельный импорт. Это касается брендов, прекративших официальные поставки.
Напомним: в мае прошлого года Минпромторг разрешил ввозить в Россию с помощью параллельного импорта около 50 автобрендов, включая европейские (в том числе Jaguar, Land Rover, Volvo, Renault, Mercedes–Benz и Volkswagen). В марте 2023–го список расширили, включив в него, например, Citroën, Ford, Hyundai и Kia.
Интерес к этому инструменту со стороны российских автовладельцев увеличивался одновременно с ростом средневзвешенной цены на машины. На новые автомобили она увеличилась с 1,57 млн рублей в 2019 году до 2,38 млн в 2022–м. В свою очередь стоимость легковушек с пробегом в среднем выросла за тот же период с 490 тыс. до 890 тыс. К интересующимся примкнули и лояльные своим брендам автовладельцы. Такую "любовь" статистика тоже фиксирует: например, в апреле доля импорта машин из Южной Кореи в сегменте новых машин составила 1,4%, а в сегменте подержанных — 8,9%.
Но в целом с помощью параллельного импорта в Россию сегодня чаще всего ввозят новые легковые автомобили премиального ценового сегмента, рассказали "ДП" автодилеры. Таким образом, у игроков рынка снова появились в наличии Audi, BMW, Mercedes–Benz, Volvo, Jaguar и Land Rover. А вот авто дешевле 2 млн рублей сегодня замещают китайские автобренды, которые из России никуда не уходили — наоборот, начали локализовать здесь свои производства.
Только под заказ
“
"Рассматривать точечные поставки автомобилей путём параллельного импорта можно лишь как временную меру. Традиционную схему поставки автомобилей официальными импортёрами, в которой участвуют автопроизводители, дистрибьюторы и государство, параллельный импорт заменить не способен", — полагает Владимир Желобов, директор департамента автомобилей с пробегом группы компаний "Автодом" и "АвтоСпецЦентр".
По его оценке, на доставку любого автомобиля по схеме параллельного импорта сегодня нужно потратить (без учёта акцизов и НДС) в среднем около 400 тыс. рублей. "Поэтому по такой схеме импортируются в основном автомобили премиум–класса стоимостью от 10–15 млн рублей. В основном они ввозятся под заказ конкретного клиента. Наиболее интересные модели, которые поставлялись по параллельному импорту, — Porsche Taycan, Lamborghini Urus, авто брендов Ferrari, Maybach", — рассказывает эксперт.
По его мнению, в дальнейшем ассортимент новых автомобилей на российском рынке будет расширяться за счёт китайских авто.
Параллельный импорт остаётся важной составляющей наполнения дилерских складов, подтверждает Андрей Чекуров, руководитель отдела параллельного импорта компании "Прагматика".
“
"Но в большей степени параллельный импорт представлен в высокоценовом сегменте — только там он экономически оправдан. Нижний ценовой сегмент замещается китайскими брендами, прежде всего локализованными на территории России", — говорит он. При этом, по словам Чекурова, стоимость ввезённых таким образом машин отличается в зависимости от бренда и некоторые бывают даже дешевле тех, что продавались бы официально.
"Например, модельный ряд Changan по параллельному импорту стоит столько же, сколько у официального дилера. Вместе с тем есть и дефицитные позиции, где цены значительно выше", — поясняет эксперт.
Проблемы с оптимизмом
Автодилеры сомневаются, что объёмы параллельного импорта машин в нашу страну будут расти. "Для этого нужна стабильно приемлемая цена автомобиля. А на это в первую очередь влияет размер таможенной пошлины, который в ближайшей перспективе не имеет тенденции к снижению, и курс рубля, не отличающийся стабильностью. Но в сегменте выше среднего и премиум параллельный импорт является самым главным каналом наполнения складов", — говорит Андрей Чекуров.
Когда рубль по отношению к доллару и евро падает, конечная стоимость ввезённых автомобилей увеличивается. Поэтому вероятность ввоза по параллельному импорту большого количества автомобилей массового сегмента небольшая, полагает и Владимир Желобов.
По оценкам комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в 2023 году продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти на 12% и достичь 770 тыс.
Напомним, что в 2022–м в стране продали 690 тыс. новых легковых автомобилей — на 58,8% меньше, чем в 2021–м (1,67 млн). Как ожидается, спрос на этом рынке продолжит смещаться в сторону китайских и отечественных автомарок, а также машин с пробегом.