Сегодня про BIM говорят много в связи с грядущей необходимостью перехода на технологии информационного моделирования при реализации крупных проектов, но почему оптимизм игроков рынка звучит сдержанно, "ДП" рассказал генеральный директор ПСС Грайтек Павел Балобанов.
На правах опытнейшего интегратора BIM в России расскажите, как изменилось состояние этого рынка за последние годы.
— Деятельность в сфере BIM мы начали в 2008 году, когда взяли достаточно большой проект — это была Вторая сцена Мариинского театра. Но только через 4 года наша компания решилась назваться именно BIM-интегратором. Тогда очень мало кто верил, что эти технологии не просто временный хайп. Поэтому такое позиционирование несло репутационные и финансовые риски.
Потом начали появляться компании, которые также называли себя "интеграторами", в названии некоторых даже использовано слово BIM. Сегодня есть веб-сайты, где оно указано в домене. И это консалтинговые компании, которых в 2012-м не существовало в принципе. Поэтому однозначно рынок не просто изменился, а увеличился. Появилась конкуренция, возрос спрос на услуги BIM-интеграции, больше клиентов стали покупать соответствующее программное обеспечение (ПО).
Павел Балобанов, генеральный директор ПСС Грайтек
А в части регулирования рынка?
— Появились ассоциации, которые через государственный аппарат продвигают BIM на строительную площадку. Например, НОТИМ — Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования. Оно участвует в формировании законодательной и нормативно–правовой базы в области цифровизации строительной отрасли. Мы, кстати, тоже являемся его участником. Появились стандарты, так называемые СП, которыми должны руководствоваться игроки строительного рынка при проектировании и возведении зданий и сооружений. Это говорит о том, что чиновникам становятся всё более понятны преимущества BIM. Ну а коммерческие структуры их давно оценили.
Но при этом прошлый год был сложным: как отразился на бизнесе уход западных вендоров?
— Здесь нужно разделить бизнес компаний-интеграторов и наших клиентов — проектных, строительных и девелоперский предприятий. На мой взгляд, на рынок строительства этот уход не оказал существенного влияния. Объёмы у многих увеличились. При этом большая часть игроков нашла способ работать на том же ПО, часть начала постепенное импортозамещение.
А если говорить про интеграторов: по нашей оценке, 80% рынка систем автоматизированного проектирования в России занимал Autodesk, это как минимум 5 млрд рублей, — он ушёл и не дал возможности продавать софт. Соответственно, для нас в 2022 году всё изменилось кардинально. И мы сейчас пересобираем бизнес, перестраиваемся на новые рельсы, что требует времени и серьёзных инвестиций.
Конкуренция усилилась?
— Рынок пошёл по пути коллаборации. Мы понимаем, что сейчас не время конкурировать. Очень много коммуницируем, обсуждаем проблемы и стараемся находить решения. Мы вместе разрабатываем рынок. А с точки зрения цифровизации отрасли у нас очень хорошие игроки — для конечного потребителя предложения хватает.
И как конкретно вы отреагировали на ситуацию в 2022 году?
— Во-первых, сократили затраты. Кроме того, стали партнёрами российских поставщиков ПО. Но около 90% компаний остались на том софте, который использовали, то есть продажи упали. Поэтому встала задача создать продукт, который будет действительно нужен нашим клиентам в этих новых условиях. Сначала приносишь пользу, а если она значительна, ты зарабатываешь деньги. При этом нерастущий рынок не прощает ошибок. Поэтому сейчас требуется максимально оперативная коммуникация с клиентом. А ключевое в кризис — быть надёжным.
Кадры всё ещё остаются одной из главных "болей" рынка?
— Действительно, специалистов сложно растить. В нашем техническом отделе тебе нужен интегральный опыт: инженерный, преподавательский и даже немного маркетинговый. Такому специалисту необходимо понимание того, что и как проектировать, строить, — надо говорить на одном языке с теми, кого обучаешь внедрению и использованию BIM-технологий. Чтобы обучение было эффективным, следует уметь объяснять и общаться — нужны soft skills высокого уровня. И таких специалистов очень мало.
Мы активизировали работу с вузами, чтобы предоставить практику студентам и дать им чёткое понимание, что такое рабочее место интегратора. Получается сплав опыта и молодости.
Можно ли говорить о том, что рынок заказчика строительства с применением BIM сформирован?
— Называть его сформированным я бы не стал. Иногда проектная компания получает от заказчика требования на выполнение информационной модели. Но сам заказчик не понимает, что это за требования, что дальше с этим делать, как вообще проверить, что всё выполнено. Поэтому проектные компании нередко проводят ликбез. Ещё многое предстоит сделать, чтобы этот рынок стал зрелым.
А популяризации мешают ограниченные возможности в продвижении? Ведь о большинстве своих проектов вы просто не можете рассказывать — а для многих потенциальных клиентов важны "наглядные примеры"…
— Действительно, у нас есть проблема с освещением того, что мы делаем, потому что очень многие проекты проходят с подписанием NDA. И такой маркетинговый инструмент, как актуальное портфолио, в нашей сфере отсутствует как класс.
Что делаем мы? Во-первых, проводим Международную конференцию "BIM на практике", с помощью которой решаем несколько задач. Даём возможность рынку развиваться, а его игрокам и клиентам — общаться между собой. Конференция проходит в офлайн- и онлайн-форматах. На ней выступают собственники, топ-менеджеры, начальники отделов и ведущие специалисты проектных, девелоперских и строительных компаний. Также конференция позволяет нам продемонстрировать свою глубокую экспертизу в применении цифры в строительной отрасли. Отличительная черта этого мероприятия — здесь только практика, без рекламы и маркетинга.
18 сентября 2023 года в Петербурге состоится уже 11-я конференция "BIM на практике". Каждый раз такое событие становится возможным благодаря заинтересованным игрокам рынка и пользователям. Так, в этом году подключились уже несколько партнёров — например, разработчик облачной платформы для управления BIM-данными Tangl и компания Development Systems, объединяющая в себе функции генерального проектировщика и технического заказчика.
Во-вторых, мы проводим практические вебинары на регулярной основе. Они позволяют нашим клиентам почерпнуть много полезной в их работе информации и тут же применить новые знания на практике.
Как оцениваете перспективы отечественного программного обеспечения?
— Состояние российского ПО сегодня точно лучше, чем зарубежного в 2008 году. И оно будет развиваться. Инвестиции в разработки увеличены по крайней мере в 3 раза. Появилось много компаний, которые продвигают не одно решение, а сразу несколько. Например, по средам общих данных.
Но зарубежные поставщики умели продавать счастье от использования ПО. У наших вендоров пока я этого не заметил. Также страдают скорость техподдержки и коммуникаций с клиентом. Однако главный тормоз сейчас, на мой взгляд, то, что пользователи о российском софте не хотят говорить. Вот мы на конференцию до сих пор ищем спикера на эту тему.
Тем не менее менеджмент российских компаний — производителей ПО очень сильный. Уверен, все недочёты скоро скорректируются.