Уход с российского рынка Booking и Airbnb подстегнул развитие российских сервисов бронирования, но полностью захватить их долю пока не получилось. Путешественники же учатся действовать в обход агрегаторов.
До 2020 года сегмент онлайн–бронирования отелей в России был преимущественно рынком одного игрока. Член совета директоров сервиса путешествий "Туту" Игорь Сивец отмечает, что сейчас ситуация изменилась: сфера отельного бизнеса, которая ранее не слишком сильно интересовала крупные компании, привлекла множество серьёзных онлайн–игроков.
“
"Когда на рынок вышли новые отечественные сервисы бронирования жилья, у отельеров появился выбор. Они смотрят на условия, сравнивают сервисы, комиссию и решают, где хотят продаваться. В результате ухода доминирующего игрока и усиления конкуренции на рынке снизился средний процент комиссии. Агрегаторы стали больше заинтересованы в том, чтобы выслушать потребности отельеров и предложить различные варианты сотрудничества. Раньше агрегаторы диктовали условия, сейчас скорее речь о партнёрских отношениях, которые выстраиваются на взаимовыгодных условиях", — подчёркивает Игорь Сивец.
Лакомый кусочек
В пресс–службе сервиса Ostrovok.ru отмечают, что изменения коснулись всех. Владельцам объектов размещения нужно было быстро найти альтернативные каналы дистрибуции, чтобы успеть перестроить работу перед началом сезона. Пользователям — выбрать альтернативные сервисы и привыкнуть к ним. Самим сервисам — справиться с резко увеличившейся нагрузкой. Число новых пользователей и бронирований с марта прошлого года растёт у всех крупных сервисов на рынке. В целом оно уже выросло в разы.
Генеральный директор российского сервиса онлайн–бронирования жилья "Суточно.ру" Юрий Кузнецов замечает, что после ухода зарубежных сервисов на их сайте зарегистрировалось свыше 4 млн новых пользователей, бронирований стало в 10 раз больше. Параллельно с этим на сервисе появилось более 200 тыс. новых вариантов жилья для аренды.
Руководитель отельного направления сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Денис Дроздовский рассказал, что у их компании число отельных бронирований с марта 2022 года стабильно в 5 раз выше. "В первые несколько месяцев после приостановки деятельности западных агрегаторов мы получали в 10 раз больше заявок на сотрудничество по прямым контрактам. Сейчас высокий темп сохраняется в основном за счёт малых средств размещения (апартаменты, гостевые дома), так как ранее они не занимались вопросами многоканальности своей дистрибуции и полагались только на одну из площадок, приостановивших деятельность в нашей стране", — добавляет он.
Уход Booking обеспечил большую встряску российскому рынку, считает руководитель проекта "Отелло" (сервис бронирования отелей от 2ГИС) Сергей Вурим. Отечественные игроки получили на порядки большие доли и нагрузку на свои сервисы. И подстраиваться под эти высокие нагрузки они были вынуждены в кратчайшие сроки. Одновременно с этим несколько российских компаний увидели для себя возможность входа на этот рынок и выпустили новые сервисы бронирования, что обострило конкуренцию.
"Мы в 2ГИС тоже увидели перспективы этого направления и запустили свой сервис бронирования. Тем более что многие годы мы сотрудничали с Booking — из карточек гостиниц в 2ГИС можно было в один клик перейти на бронирование номера", — говорит Сергей Вурим.
Заинтересовались новым направлением и те, кто раньше им не занимался вообще. В том числе на рынок стали выходить крупные корпорации и экосистемы. Так, в прошлом году в экосистеме МТС появился сервис бронирования отелей МТС Travel. По словам генерального директора сервиса Вадима Мельникова, сейчас новая площадка показывает ежедневный прирост клиентов и заказов.
Без посредников
Объекты размещения также отмечают большие изменения на рынке. Одно из основных состоит в том, что кратно увеличилась доля прямых бронирований с сайтов гостиниц.
Владелица хостела BookCase Евгения Соколовская заметила, что это коснулось и небольших объектов размещения в Петербурге (до 100 мест). Гости быстро привыкли бронировать номера на сайтах отелей, в соцсетях и мессенджерах.
"Если раньше Booking был источником гостей номер один, то теперь это прямые брони. Но при этом прямые бронирования не заняли весь сегмент, который занимал Booking. На примере среднестатистического мини–отеля в Петербурге: доля бронирований из агрегатора доходила до 90% от общего количества, а доля прямых бронирований теперь около 40–60%", — уточняет предпринимательница.
Кластерный директор по продажам "Radisson Hotel Group Санкт–Петербург" Юлия Мещанинова подтверждает, что после ухода Booking клиенты переключились на сайты отелей и локальные онлайн–тревел–агентства. Доход от продаж через сайт занял существенную долю в выручке отеля. В целом можно сказать, что структура продаж с высокой долей собственного онлайн–канала и распределением бизнеса между несколькими лидирующими сервисами оказалась коммерчески более интересной для отелей.
В сервисе "Туту" тоже отмечают резкий рост (примерно в 2 раза) бронирований непосредственно через сайты самих отелей. Если в январе 2022 года доля бронирований напрямую в отелях была на уровне 25%, то на текущий момент она превысила 50% и продолжает расти.
Предстоит побороться
Менеджер по доходам "Azimut Сити Отель Санкт–Петербург" Олег Гончарук рассказывает, что раньше большая часть российских сервисов "затачивалась" на один определённый подсегмент работы, будучи не в силах конкурировать с Booking по всему фронту задач. В такой функционал не вкладывалось достаточно денег из–за больших рисков невозврата этих инвестиций.
"Даже в первые месяцы компании не спешили менять модель работы, опасаясь быстрого возврата Booking. Хотя их серверы, техподдержки начали сыпаться из–за непривычного наплыва посетителей. Большую часть гостей стали забирать компании, которые достаточно долго работают либо являются частью большой экосистемы, — Ostrovok.ru, “Яндекс.Путешествия”", — отмечает он.
Полностью заместить прошлого лидера, который на протяжении 10 лет занимал более трёх четвертей рынка, пока никому не удалось. Вадим Мельников замечает, что российским проектам ещё предстоит увеличить ассортимент, улучшить контент и побороться за лояльность путешественника продуктом, технологиями и рекламными бюджетами. Пока этого не произошло, часть аудитории распределилась между российскими агрегаторами, а часть бронирует напрямую на сайтах отелей.
Однако тенденция бронировать отели напрямую — временная и пойдёт на спад. Это случится по мере того, как агрегаторы разработают масштабные программы лояльности, улучшат клиентский сервис, сделают предложение более персонализированным, а также дадут отельерам удобные инструменты, например аналитику продаж или внутреннее продвижение", — прогнозирует он.