Изъятия личных авто в Германии, кажется, довели санкционную политику до абсурда, только гражданам РФ от этого не легче.
Ещё в июне стало известно, что в Германии начали изымать автомобили с российскими госномерами. Немецкие власти объясняют конфискацию машин запретом на их ввоз в страну, который действует с октября прошлого года. Число таких случаев доходит до нескольких десятков.
На этой неделе ситуация достигла апогея, на проблему обратили внимание в МИД РФ. Официальный представитель министерства Мария Захарова назвала меры немецких властей правовым произволом и "повсеместно насаждаемой русофобией".
"Вне зависимости от того, идёт ли речь об элементарной юридической безграмотности отдельных германских чиновников, неспособных разобраться в хитросплетениях еэсовского законодательства, или о сознательной линии Берлина в свете непрекращающихся в ЕС спекуляций вокруг поиска псевдоправовых оснований для изъятия российских активов, подобные действия не останутся без нашей должной реакции", — пообещала дипломат.
Она также добавила, что посольство РФ в ФРГ уже потребовало от Берлина вернуть машины их владельцам, а также возместить материальный и моральный ущерб.
Особый случай
На следующий день россиянин Иван Коваль сообщил о закрытии своего дела по решению прокуратуры Гамбурга. По словам мужчины, его адвокат получил письмо от таможни о возвращении конфискованной Audi Q3.
Казалось бы, после этого и остальным потерпевшим можно вздохнуть с облечением, однако не всё так просто. Коваль постоянно проживает в Германии и успел поставить машину на учёт в местной таможне. Получается, его случай выбивается из общей практики. На это обращает внимание директор по развитию петербургской школы мозаики "Сад Гранат" Олег Антонов, лишившийся своего авто при погрузке на паром до Финляндии.
"За Ивана, конечно, радостно, но это ничего не означает. Обстоятельства несколько другие, это не русский турист, который транзитом проезжал, и у которого машину отобрали", — говорит петербуржец.
Россиянин не теряет надежды вернуть имущество и намерен после консультации с адвокатом оспаривать изъятие. "По сути, сценарий такой же, как и у Ивана. Надо подавать жалобу в таможню, её скорее всего отправят в прокуратуру. Дальше будет либо решение, либо суд, либо ещё какие-то действия", — так описывает свои планы Антонов.
Что делать
Ситуация осложняется тем, что многие соглашения о сотрудничестве между Россией и Евросоюзом после известных событий были разорваны. Как отмечает гендиректор юридической фирмы "Достигация" Артём Баранов, даже если потерпевший сможет добиться справедливости, реализовать решение суда или дипломатических органов на практике будет затруднительно.
Юрист констатирует, что при изъятии авто россиян нарушается фундаментальное право частной собственности, заложенное в основу законодательства любого европейского государства и в том числе Германии.
"На мой взгляд, в первую очередь нужно идти в местную прокуратуру, которая там, как и у нас, обладает надзорными функциями. Исходя из этого, она может инициировать действия, которые не могут начать другие органы. Поэтому визит в прокуратуру — это основополагающий шаг", — рекомендует эксперт.
Другим вариантом может стать заявление в Европейский суд по правам человека. Несмотря на то, что Россия уже не входит в юрисдикцию ЕСПЧ, владельцам авто следует туда обратиться, поскольку нарушение произошло на подведомственной суду территории.
"Так ещё никто не делал, но я почти уверен, что на этот счёт может быть позитивный исход. Безусловно, ЕСПЧ может отписаться, что вы граждане России, хоть правонарушение и было в Германии, но я сомневаюсь, что это будет так. Скорее всего, суд возьмёт дело в работу, исходя из ряда принципов, которые есть в законодательстве, регулирующем его деятельность", — предполагает Баранов.
Потребовать возвращения собственности и возмещения убытков стоит и через суд в Германии, который не сможет отказать в принятии иска и в любом случае рассмотрит заявление. Цепочка таких дел создаст юридическую практику, что может стать основанием для разрешения всей ситуации в целом.
Трудности перевода
СМИ уже писали, что ситуация с изъятиями авто россиян сложилась из-за особенностей немецкого языка, где официальные термины "импорт" и "экспорт" также означают ввоз и вывоз. Как отмечает доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург Артём Голубев, избыточные меры таможенников вызваны отсутствием чёткого толкования новой нормы.
"Такие законодательные акты не должны распространяться на личное имущество. Всё равно, что телефон свой везёшь в кармане — ведь не на продажу. В итоге хуже всего первым пострадавшим. В дальнейшем, видимо, будут какие-то разъяснения, и Германия уже не будет прибегать к таким мерам", — предполагает экономист.
В то же время, по его словам, не стоит исключать, что немецкую практику могут перенять государства, традиционно имеющие натянутые отношения с Россией — Польша или страны Прибалтики.
"Но всё-таки экономические санкции преследуют совсем иную цель, явно не нагадить конкретному физическому лицу", — оговаривает эксперт.