Круг покупателей коммерческих помещений в новых жилых комплексах в последние полтора года заметно расширился. При этом объекты преимущественно приобретают не конечные пользователи, а рантье. Сдавать стрит-ретейл в аренду гораздо проще и надёжнее, чем квартиры, а очередь из арендаторов выстраивается ещё до ввода объекта.
Ежегодно в Петербурге вводятся в эксплуатацию порядка 1500 домов, основной объём жилищного строительства приходится на многоквартирные жилые комплексы. Неотъемлемая составляющая таких проектов — встроенные коммерческие помещения, предназначенные для магазинов, общепита, салонов красоты, частных школ и садиков, пунктов выдачи заказов и пр. Открытие бизнеса в новых жилых комплексах экономически и инвестиционно привлекательно для малого и среднего бизнеса. Причины: растущая клиентская база из новосёлов и жителей соседних кварталов, гарантированный интерес со стороны покупателей квартир в жилом комплексе, настроенных на покупки и инфраструктуру рядом с домом и пр.
При выборе объекта брокеры советуют тщательно оценивать конкретные рыночные условия, локацию жилого комплекса и другие факторы. "Интерес к встроенным коммерческим помещениям у инвесторов достаточно высок, особенно если такие помещения расположены в новых комплексах в уже сложившихся районах жилой застройки. Самые востребованные объекты находятся в домах на первой линии на главных квартальных магистралях с хорошей видимостью для пешеходных и транспортных потоков", — комментирует Анна Лапченко, руководитель торговой недвижимости NF Group в Санкт-Петербурге.
Коммерческие помещения в новостройках в сложившихся районах, а тем более в центре города, более привлекательны для арендаторов, поскольку они изначально проектируются для бизнеса и учитывают все потребности по инженерии, планировкам и т.п., говорит Елена Бодрова, исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов. Дополнительный фактор — отсутствие необходимости в дополнительных вложениях, которые обычно требуются для недвижимости в старом фонде.
Самый желанный арендатор у инвесторов — это продуктовый магазин, говорит Анна Лапченко. Также к наиболее популярным категориям относятся фаст-фуд, алкомаркет, аптека. Такой "набор" арендаторов представлен почти во всех жилых комплексах. По данным NF Group, в первый год после ввода в эксплуатацию заполняемость объектов стрит-ретейла в ЖК достигает 20–30%. Через два года она доходит до 80–90%.
Читайте также:
Ретейл
Ретейлеры нарастили темпы открытия магазинов
ЖК "Дом на Васильевском"
В компании "Страна Девелопмент" отмечают, что сегодня на часть объектов ещё до старта продаж есть очередь из арендаторов, которые готовы сразу же заключать договор с собственником.
"Например, в уже введённом в эксплуатацию ЖК "Дом на Васильевском" у нас сформирован пул предпринимателей, которые хотят открыть бизнес в этом комплексе, но не заинтересованы в покупке помещения в собственность. Сейчас у нас есть помещения площадью от 90 до 500 м2, которые мы рассчитываем реализовать в ближайшее время, — рассказывает вице-президент, руководитель блока продаж и маркетинга ГК "Страна Девелопмент" Александр Гуторов. — Если раньше инвесторы приобретали коммерческие объекты и самостоятельно занимались поиском арендаторов, то теперь при покупке стрит-ретейла речь по сути идёт о готовом арендном бизнесе. Спрос на этот формат крайне высок как в Москве, так и в других крупных городах, поскольку он позволяет сразу же получать доход от сделки".