На Московском проспекте завершилось строительство одного из последних в городе представителей архитектуры начала нулевых годов.
Это направление в зодчестве сформировалось в период прежнего оптимизма и высоких цен на нефть. Для зданий той поры в Петербурге (тех, конечно, что подороже) характерно использование зеркального остекления в сочетании с элементами классических архитектурных стилей. За такими постройками в прессе закрепился полушутливый термин "стаканизм" (из–за ещё одной узнаваемой его черты — пристрастия к округлым формам). В Москве же нечто подобное прозвали лужковским стилем. Много воды утекло с тех пор, мода в архитектуре изменилась, и, казалось бы, всё задуманное пару десятилетий назад должно было уже или построиться, или кануть в Лету. Но до сих пор приходят "приветы из прошлого".
Здание на Московском пр., 181, что к северу от Ленинского пр., задумывалось много лет назад как последняя очередь большого жилого комплекса "Граф Орлов". Компания "ЛЭК", впоследствии переродившаяся в "Л1", возводила его с 2004 года. В 2008 году по ней ударил экономический кризис, усилившийся конфликтом основных владельцев. В итоге к строительству лицевого корпуса смогли приступить только в 2016–м (тогда во всяком случае было выдано разрешение на строительство), а разрешение на ввод в эксплуатацию оформили только 31 июля 2023 года.
Здание раскрывается к Московскому полукругом, образуя небольшую площадь. Формой оно отсылает к Казанскому собору или к Главному штабу. Со штабом аналогия ближе, поскольку посреди дуги имеется высокая, в несколько этажей, арка. Она обрамлена пилястрами и выглядит очень торжественно. Правда, вид сквозь неё не впечатляет: взор упирается в стену позднесоветского жилого дома на Варшавской ул. Над аркой, как и положено, есть купол. А на куполе водрузили мини–шпиль. Позади лицевого корпуса — построенные ранее многоэтажные башни и другие корпуса ЖК.
В 2018 году проект на Московском вошёл в число номинантов конкурса "Золотой Трезини" в категории "Лучший проект жилого комплекса премиум– или бизнес–класса". На сайте премии отмечается, что главным архитектором выступил Олег Лапшин из ООО "Студия М4". В пресс–службе застройщика ранее заявляли, что жилой комплекс "органично вливается в окружающую имперскую архитектуру классического “сталинского ампира”".
По мнению архитектора Сергея Мишина, комплекс условно можно отнести к той же эпохе малиновых пиджаков, к которой, например, относятся бизнес–центр со стеклянной башней напротив кинотеатра "Мираж" на Большом пр. П.С., или украшенный скульптурами на фоне стеклянного фасада торговый комплекс на Малом пр. на Петроградской (тоже, кстати, долгострой, завершённый сравнительно недавно — в декабре 2021–го).
Можно добавить к этому и другие примеры построек, которые относили к "стаканизму", — дом на углу Невского и Суворовского пр. с металлическим "солнышком" на крыше, дом на углу Гороховой ул. и Загородного пр. с колоннами–спичками, образующими ротонду, ну и один из самых, пожалуй, известных — "Регент–холл" (он же "Ренессанс–холл") на Владимирской пл.
Регент-Холл
дом на углу Гороховой ул. и Загородного пр.
Зодчий считает, что здание на Московском потеряло актуальность, ещё когда начинало строиться. "Обычно такое называют постмодернизмом, но это не стиль, а скорее философия или течение, включающие самые разные подходы", — говорит Мишин.
Искусствовед, автор телеграм–канала "Клизма романтизма" Александр Семёнов в комментарии "ДП" также отметил, что для архитектуры начала 2000–х годов характерны "шаловливые составляющие постмодернизма" — заигрывание с соседями и ироничное переосмысление исторических стилей. Комплекс на Московском встраивается в контекст архитектуры 1930–1950–х годов, но старается и выделиться на её фоне, выставляя напоказ свою "современность и премиальность". Такой стиль Семёнов называет "капиталистический романтизм".
"В наше время в Петербурге зданий в неоклассической стилистике строится не меньше, но они стараются выглядеть спокойнее, скромничают", — рассуждает эксперт. Причина этому не отсутствие денег, но смена модных трендов.
“
"Эпоха метамодернизма с его любовью к аскетичности — не время напыщенной роскоши. Когда–нибудь тяга к пышному декору снова вернётся, и тогда может оказаться, что этот жилой комплекс не застрял в прошлом, а опередил время", — добавил эксперт. По его мнению, к зданию на Московском вполне подходит термин "стаканизм", начавшийся с "Регент–холла".
Здание из той же оперы, что и "Регент–холл", соглашается архитектор Максим Атаянц. "Мне трудно определить стиль. Странный дом. Если бы это было в Москве лет двадцать назад, можно было бы трактовать как яркий пример лужковской архитектуры, а у нас и сейчас — я затрудняюсь", — сказал "ДП" зодчий.
"Комплекс на Московском неплох по композиции, — отметил в комментарии “ДП” ещё один архитектор, пожелавший остаться неназванным. — Он находится в общем ряду зданий, которые появились вдоль Московского проспекта с конца 1990–х годов и которые разрушают структуру сталинской застройки проспекта. Она предполагала здания одинаковой высоты, разделённые курдонёрами. Ранее “четырёхбашенный монстр” жилого комплекса, тоже в похожем вкусе эпохи, был возведён на Московском пр. у пересечения его с Киевской ул. Комплекс на Московском пр., 181, лучше него и других новостроек той поры на проспекте за счёт того, что башни здесь поставлены с отступом (хотя курдонёр в результате соперничает с Московской пл.)".
В результате здание нельзя отнести ни к ордерной архитектуре, ни вообще к классике. Но и к постмодернизму нельзя, потому что это не осмысленная и профессиональная игра в классику. В целом запрос на такой подход ушёл вместе с поколением людей, которые приватизировали российскую экономику в 1990–е годы. Нынешние бизнесмены требуют нечто другое. "И я не уверен, что это намного лучше, чем то, что было. Просто это другое", — добавил зодчий.