Крупные ретейлеры отмечают рост выручки по итогам II квартала. Но к концу года статистика может оказаться менее оптимистичной.
Большинство крупных ретейлеров опубликовали отчёты по операционной деятельности и финансовым результатам за II квартал 2023 года. Их внимательное изучение позволяет заметить, что, несмотря на общую положительную динамику, рынок розничной торговли продолжает переживать глобальную трансформацию. Приспособиться к ней успевают не все. Пока одни компании интенсивно развивают сети дискаунтеров, другие продолжают делать ставку на большие форматы, хотя эксперты давно предупреждают о том, что золотая эпоха гипермаркетов миновала.
Порадовали акционеров
В "Ленте" во II квартале продажи выросли на 1,9% год к году. "Мы наблюдали признаки восстановления потребительского спроса. В июне он находился практически на докризисном уровне, что нашло отражение и в наших результатах. Мы ожидаем, что этот курс сохранится, и в III–IV квартале восстановление потребительской активности продолжится. При этом нужно отметить, что во II квартале 2023 года мы наблюдали снижение индекса потребительских цен на продовольственные товары, что оказало влияние на средний чек в наших магазинах", — говорят в сети.
В компании наблюдают положительную динамику розничных продаж гипермаркетов, которая стала результатом работы по пересмотру ассортимента, ценового предложения и промоакций. При этом снижение цен на продовольственные товары не оказало негативного влияния на размер среднего чека. В формате "Гипермаркеты" во II квартале 2023 года средний чек увеличился на 0,7%, а продажи — на 4,7%. Однако плотность продаж в гипермаркетах не изменилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По итогам первого полугодия оборот "ВкусВилла" вырос, выручка составила 119,7 млрд рублей без НДС. Это на 20% больше, чем в прошлом году. Онлайн–продажи выросли на 50%, а темпы открытия магазинов ускорились в 5 раз. В первом полугодии "ВкусВилл" стал лидером по темпам роста среди FMCG–сетей, согласно данным "INFOLine–Аналитики". В компании отметили, что ассортимент товаров под собственным брендом вырос на 2018 позиций с начала этого года. Во втором полугодии "ВкусВилл" нацелен на расширение ассортимента кулинарии, сладостей и кондитерских изделий, развитие формата семейных упаковок и на поиск ещё большего количества товаров с отличающимися от предложений рынка составами.
Согласно отчётности сети "О’Кей", чистая розничная выручка группы компаний во II квартале 2023 года выросла на 0,4%, до 49,7 млрд рублей. Чистая розничная выручка гипермаркетов "О’Кей" во II квартале 2023 года уменьшилась на 5,3% в годовом выражении, до 33,5 млрд рублей, в основном за счёт снижения выручки сопоставимых магазинов (LFL) на 4,8%.
"Снижение было обусловлено преимущественно эффектом высокой базы II квартала 2022 года, когда продовольственная инфляция достигла пикового значения в 19,5%, в то время как во II квартале 2023 года мы наблюдали дефляцию на уровне 0,3%. Кроме того, во II квартале 2022 года временно изменились объём и структура потребления, впоследствии нормализовавшиеся в течение первого полугодия 2023 года", — говорится в отчёте.
Во II квартале общая выручка X5 Group выросла на 19,2%, до 772,04 млрд рублей, за счёт органического развития и сделок слияния и поглощения. В апреле 2023 года X5 Group приобрела компанию "Тамерлан", управляющую торговыми сетями "Покупочка" и "ПокупАлко" в Южном федеральном округе и Ставропольском крае. При этом самые высокие темпы роста выручки в компании имеет сеть дискаунтеров "Чижик", выручка которой выросла в 4 раза. На запрос "ДП" в компании ответили, что про выход сети в Петербург пока ничего сообщить не могут.
Плюс на минус
Аналитик ФГ "Финам" Анна Буйлакова отмечает, что рынок магазинов крупных форматов стагнирует достаточно продолжительное время. Сказывается отток покупателей из гипермаркетов в магазины пешей доступности, которые могут предложить покупателям хорошие цены за счёт промо и собственных торговых марок.
У публичных ретейлеров более сильные результаты показывают магазины малых форматов (у дома и дискаунтеры). В частности, эксперт отмечает, что X5 видит малые форматы как основной драйвер для выручки в ближайшей перспективе.
По мнению генерального директора аналитического агентства INFOLine Ивана Федякова, итоги II квартала весьма противоречивы. С одной стороны, торговые сети отчитываются о росте выручки, но во многом этот рост обеспечивается работой новых магазинов и многочисленными открытиями. Если же посмотреть на показатель сопоставимых продаж действующих магазинов без учёта экстенсивного развития (LFL), то ситуация тревожная. У лидера рынка Х5 LFL вырос во II квартале на 7,8%, что сопоставимо с инфляцией в этот период времени. Но вырос он за счёт увеличения трафика на 6,6%. При этом средний чек стал выше всего на 1%.
"Это очень низкая динамика, учитывая, что она не очищена от инфляции. Фактически можно сказать, что средние чеки у потребителя упали. Скромная динамика и у торговой сети “О’Кей”, у них в целом LFL меньше 2%, что означает, что их средние чеки даже ушли в отрицательную зону. В целом если подводить итог II квартала для FMCG–ретейла, то назвать его позитивным сложно. Объёмы продаж на уровне прошлого года, а это был не лучший период. Инфляция — это всё, на что можно рассчитывать с точки зрения роста продаж в деньгах", — говорит эксперт.
Анна Буйлакова прогнозирует, что по итогам года, скорее всего, произойдёт прирост номинальных розничных продаж. Этому посодействует ускорение инфляции, ожидаемое во второй половине года, а также сохранение социальной поддержки бюджетников. Динамика реального потребления зависит от более широкого ряда факторов. Хотя потребление немного расширилось в первом полугодии (+1,1% год к году, по данным Росстата), до конца года его динамика будет в большей мере зависеть от рынка труда, реальных заработных плат, покупательской уверенности.
Наперегонки с ценами
Независимый консультант поставщиков торговых сетей Михаил Лачугин считает, что в ближайшие годы ретейлеры будут активно трансформировать форматы гипермаркетов, добавляя туда какие–то новые функции и концепции. В целом по году эксперт ожидает падения спроса в ретейле, но с учётом низкой базы прошлого года обороты сетей, скорее всего, будут в плюсе. При этом всё активнее будут развиваться дискаунтеры. Сейчас в этот сегмент идут самые разные ретейлеры, среди которых "Детский мир", "Галамарт". И эта тенденция будет усиливаться.
Иван Федяков считает, что сейчас ещё сложно прогнозировать итоги года. "Курсовые колебания сильно повлияют на динамику цен, а высокая инфляция на руку ретейлерам, потому что они смогут продемонстрировать хорошие финансовые показатели. Но смогут ли ретейлеры обогнать инфляцию — это большой вопрос", — объясняет он.
Согласно отчёту Петростата, общий оборот розничной торговли в Петербурге по итогам полугодия составил 1,1 трлн рублей, что всего на 0,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом продовольственная розница выросла на 4,2% (оборот за полгода — 395,9 млрд рублей), а непродовольственная — сократилась на 1,8% (оборот за полгода — 671,3 млрд рублей).