Попытка девелопера "Арсенал" купить у группы "Теорема" 2,1 га на набережной реки Смоленки не удалась. Теперь компания судится с Кириллом Шишковым, совладельцем "Теоремы", требуя вернуть 100 млн рублей задатка.
В начале сентября 2022 года Кирилл Шишков и ООО "Антарес" (входит в группу "Арсенал") заключили предварительный договор купли–продажи 100% акций АО "Василеостровская фабрика" (ей принадлежит территория на Смоленке со зданиями и земельными участками). Задаток составил 100 млн рублей. Полная сумма сделки не раскрывается, но, по оценкам экспертов, она могла составить 1,2–1,5 млрд рублей.
Однако "Антарес" провёл due diligence потенциального актива. При проверке недосчитались двух зданий, зато были обнаружены 33 работника с общим фондом оплаты труда 1,2 млн рублей в месяц и финансовые обязательства в размере 113 млн рублей перед двумя компаниями, говорится в материалах арбитражного спора. В суде "Антарес" указал: эти нарушения могут повлечь риски недостоверности бухгалтерской отчётности, в том числе за 2019–2021 годы, что является существенным негативным последствием для покупателя.
На основании полученных данных стороны решили договор не заключать, а застройщик потребовал в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти вернуть задаток в двукратном объёме. Впрочем, суд взыскал лишь 100 млн рублей.
Представители Кирилла Шишкова и "Антареса" не ответили на запрос "ДП".
Как говорят участники рынка, разрыв сделки по приобретению пятен под строительство — нечастое явление. "Из–за того что по своей структуре и обстоятельствам такие сделки достаточно сложны, формальное основание разорвать соглашение можно найти практически всегда. Истинные причины отказа на стороне девелопера обычно лежат в плоскости принципиального изменения экономики строительного проекта. Причины могут быть объективными: например, появляются сведения о будущем изменении градостроительного регламента или государственный орган не выдаёт нужное согласование", — рассказывает адвокат Алексей Агеев, партнёр юридической фирмы Ru.Courts.
По словам эксперта, процедура due diligence в таких проектах — обычное явление. "Если выявлены факты, влияющие на стоимость, но стороны принципиально хотят сохранить сделку, то изменить цену — нормальный вариант развития событий. Насколько охотно покупатель пойдёт на такой шаг, зависит от того, насколько ему необходим актив и как сильно влияют выявленные проблемы на экономику будущего строительного проекта", — говорит Алексей Агеев.
Сам участок достаточно интересный. "Эта часть Васильевского острова активно застраивается: благодаря редевелопменту на большей части этой промзоны уже выросли жилые дома. Минусом участка является то, что он относится к зоне деловой застройки, поэтому здесь можно возвести лишь 17–18 тыс. м2 жилья. На остальной части можно построить гостиницу или апарт–отель", — говорит Игорь Карцев, генеральный директор "Максимум Лайф Девелопмент".
В рамках рассмотрения поправок в генплан комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт–Петербурга просил перевести этот участок в зону, где разрешено лишь промышленное строительство. Но комиссия по подготовке изменений в генплан отказалась это делать.