Смольный намерен изменить распределение средств по некоторым городским госпрограммам. На образование собираются выделять больше денег, чем в этом году, а на транспорт, благоустройство и поддержку бизнеса — меньше.
Источник "ДП" в Законодательном собрании Санкт–Петербурга предоставил редакции документ, в котором указаны все потребности главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) на 2023 год и будущий 2024–й, с плановым периодом 2025–2026 годов. На стартовавших 25 августа нулевых чтениях бюджета расходная часть рассматривается в формате исполнения 18 госпрограмм. Несколько целевых статей бюджета заслуживают отдельного внимания, так как в них ярче всего видны приоритеты Смольного.
Учат в школе
Самой дорогостоящей государственной программой Петербурга является "Развитие образования". Расходы на неё в течение ближайших 3 лет будут повышаться. Если в нынешнем году на программу заложено 207,3 млрд рублей, то в 2024–м это 209,6 млрд, в 2025–м — 218 млрд, а в 2026–м — 228,4 млрд. То есть в программу ежегодно планируется вливать дополнительные 10 млрд рублей. В следующем году на развитие образования, согласно предварительным оценкам комитета финансов, уйдёт 18,3% от всех городских расходов. Дополнительно к этой сумме добавляются еще не учтённые потребности ГРБС — 42 млрд рублей.
Как отметила у себя в telegram–канале председатель комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству петербургского парламента Ирина Иванова: "Эффективность реализации этой программы могут оценить, пожалуй, все горожане с детьми по одному параметру — доступности детских садов и школ. По словам главы комитета Наталии Путиловской, за минувшие 4 года в городе ввели в эксплуатацию 164 детских сада на 21 тыс. мест. До конца года список пополнят ещё 36 садиков на 6 тыс. воспитанников, пять из них уже работают. В следующем году темп ещё увеличится — к вводу запланировано 41 ДОУ на 8400 мест".
Расходы госпрограммы увеличиваются также по большинству внутренних статей. Например, на финансирование дошкольного образования выделено 72,8 млрд рублей в 2023 году, далее — 77,3 млрд в 2024–м, 81,7 млрд в 2025–м и 85,7 млрд рублей в 2026 году. На развитие общего образования в 2023 году потратят 91,5 млрд рублей, в 2024–м — 93,9 млрд, в 2025–м — 99 млрд, а в 2026–м —103 млрд рублей.
Забуксовали на дороге
Государственная программа "Развитие транспортной системы" на ближайшие 3 года подешевеет, несмотря на то что ГРБС требуют на текущие расходы в 2024 году ещё минимум 43 млрд. Так, в 2023 году на эти цели закладывалось 185,6 млрд рублей. В 2024 году реализация программы получит на 10 млрд меньше, то есть 175,5 млрд рублей, в 2025 году — 171,5 млрд, а в 2026–м — 174 млрд рублей. Это не вполне стыкуется с политикой Смольного и разговорами о необходимости улучшения транспортной ситуации в городе.
При этом развитие транспортной системы в прогнозируемой структуре расходов бюджета на 2024 год занимает второе место (15,3%). Самые крупные траты по подпрограммам полагаются СПб ГУП "Пассажиравтотранс" — в 2024 году субсидия на осуществление регулярных перевозок составит 12,9 млрд рублей, в 2025 и в 2026 годах — 13,4 и 14 млрд рублей соответственно. В 2023 году на эти цели выделили 12,9 млрд. ГУП "Горэлектротранс" в рамках такой же субсидии получит в 2024 году 17,7 млрд рублей, а в 2025–2026 годах — 18,4 и 19,1 млрд рублей соответственно. В 2023 году предприятию положена субсидия 17,4 млрд рублей. Деньги тратятся на удержание тарифов и закупку нового транспорта.
Источник "ДП" в дорожной отрасли рассказал, что из–за урезания финансирования предприятия вынуждены сокращать сотрудников, так как в городе падают объёмы дорожного строительства. Более того, по мнению специалиста, в случае кризисных ситуаций расходы на строительство и содержание дорог урезаются в первую очередь, вопреки речам о необходимости создания комфортной среды. Также в отрасли говорят о более резком снижении финансирования. Не на 10 млрд на ближайшие 3 года, а на 10–20%. То есть по факту дорожники готовятся к финансированию на уровне 167–148 млрд рублей.
Генеральный директор Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса (АСДОР) Юрий Агафонов согласен с мнением, что дорожная отрасль в случае кризисных ситуаций урезается чаще прочих. "Сейчас на большинстве совещаний и конференций видны два тренда: повышение производительности труда и кадры, то есть образование. Если абстрагироваться от всех проблем — это важные вещи. Но если вернуться к тому, что происходит, — эти два тренда отодвигаются в сторону лет на пять", — уверяет эксперт.
По его мнению, будущие кадры ориентируются на те отрасли, где стабильное и высокое финансирование, большие зарплаты и постоянные высокие объёмы производства. Сейчас же некоторые компании дорожной сферы, напротив, вынуждены сокращать сотрудников. С производительностью труда, по мнению Юрия Агафонова, также будут проблемы. Поскольку в строительной и дорожной отраслях всё завязано на смете, которая зависит от финансирования, некоторые проекты просчитываются на годы вперёд.
Скверов хватит
Программа "Благоустройство и охрана окружающей среды" в ближайшие 3 года также сокращается. Если в этом году расходы целевой статьи потребовали 22,9 млрд рублей, то к 2026 году они уменьшаются вдвое — до 11 млрд рублей. В 2024 году на программу планируют выделить 14,1 млрд, а в 2025 году — 15,4 млрд рублей.
Более чем в 2 раза снижаются расходы на приобретение природоохранной техники, на четверть падают расходы на реализацию мероприятий по снижению экологических рисков, включая обеспечение радиационной безопасности. Расходы на переустройство и восстановление объектов зелёных насаждений на городских территориях общего пользования на будущую трёхлетку вообще не предусмотрены, хотя в 2023 году город планирует потратить на эти цели 346 млн рублей.
Дополнительно город решил сэкономить на обращении с отходами производства и потребления, а также на санитарной очистке. Если в 2023 году на это выделялось 415 млн рублей, то в 2024–м уже в 4 раза меньше — 116 млн. В 2025 и 2026 годах — 121 и 126 млн рублей соответственно. В частности, город заканчивает рекультивацию полигона ТБО в Новосёлках, на который в этом году было выделено 276,8 млн рублей.