С 1 сентября вступили в силу поправки в закон об особо охраняемых природных территориях. В основе изменений — статья, определяющая особенности и критерии туризма на таких территориях.
Так сложилось, что вопрос создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ) стал точкой столкновения двух концепций. Суть первой: заповедные объекты — это места, которые необходимо максимально ограничить от посещения людей. Другой — в том, что гражданам, наоборот, следует показывать заповедные уголки природы вживую, а не только в документальных фильмах. Поскольку обе идеи имеют здравое зерно, истина находится посередине, и эта двоякость отразилась в законе.
Сколько пускать
В законе появился термин "рекреационная ёмкость". Очевидно, это один из краеугольных камней развития экологического туризма, поскольку от правильного определения указанной ёмкости зависит как сохранность природных комплексов, так и экономическая рентабельность бизнес–проектов, которые могут появиться на территории ООПТ.
В документе сделан акцент на том, что туризм будет осуществляться в заранее определённых местах и по продуманным маршрутам. То есть бродить по заповеднику где и когда захочется по–прежнему нельзя. Лица, нарушающие правила посещения, будут привлекаться по ст. 8.39 КоАП РФ. Штраф для физического лица — до 4 тыс. рублей с конфискацией орудия правонарушения.
Читайте также:
Экология
Растения и грибы в России приравняли к животным
Учитывая, что ООПТ имеют федеральный, региональный и муниципальный статус, масштаб допустимой рекреационной ёмкости будет определяться тем уровнем власти, в ведении которого находится данная зона.
К примеру, федеральная власть определит квоты на посещение Нижне–Свирского заповедника, а администрации Петербурга и Ленинградской области — объёмы допустимой нагрузки на свои ООПТ. Ёмкость среды будет определяться исходя из экспертных заключений, которые базируются на необходимости сохранения того или иного редкого вида или экосистемы. Поэтому поток туристов на одних территориях может заметно отличаться от других.
Индивидуальный подход тем не менее не будет исключать и разработки типовых методик определения рекреационной ёмкости, так как существуют объективные параметры, единые для сходных ситуаций. Впрочем, в вопросе определения рекреационной ёмкости, скорее всего, будет учитываться и мнение ориентированного на экологический туризм бизнеса.
Маршрут для инвестора
Петербург и Ленобласть продвинулись в вопросе организации ООПТ, поэтому смогут воспользоваться возможностями, предоставленными законодательством. В Ленинградской области создано 49 охраняемых природных территорий, в которых проложено 40 маршрутов. Шесть областных ООПТ обладают международным охранным статусом. В Петербурге 17 охраняемых природных территорий.
Финансирование региональных ООПТ осуществляется за счёт средств бюджетов субъекта Федерации, за содержание федеральных заповедников отвечает бюджет РФ. Учитывая, что доходы бюджета Петербурга в несколько раз больше, чем области, а площадь ООПТ в 47–м регионе, наоборот, намного больше, Ленобласть особенно заинтересована в инвесторах. Их помощь потребуется для решения многих задач — от организации парковок рядом с заказниками до вывоза мусора.
Поскольку до принятия поправок в закон туризм не был приоритетом развития ООПТ, оборудованных мест отдыха и, соответственно, регулярного вывоза мусора в должном объёме здесь не было. Основным способом борьбы с загрязнениями была ликвидация несанкционированных свалок и субботники силами сотрудников ведомств и волонтёров.
Государство и до принятия законодательных новшеств о туризме в ООПТ, конечно, предпринимало некоторые шаги в обустройстве досуга граждан. На территориях ООПТ прокладывались специальные маршруты, ставились скамейки, беседки, информационные стенды. Но, к сожалению, эта инфраструктура часто подвергается атакам вандалов.
Точки приложения
В 2022 году национальные парки России посетили 14 млн человек. Это так называемые учтённые туристы, в то время как число реальных посещений ООПТ намного больше.
Так, в одном только Кургальском заказнике в Кингисеппском районе в погожий день может находиться несколько сотен автотранспортных средств, которые нарушают режим особой охраны, несмотря на усилия природоохранных служб. При этом сами правонарушители часто признают, что им было бы комфортнее, если бы отдых в ООПТ был как–то организован. Идти до побережья пешком от законного места парковки часто далеко, как результат — граждане совершают правонарушения, размещая транспортные средства на берегу. То есть нынешняя ситуация не устраивает ни природоохранные службы, ни граждан. А это значит, что работы для потенциального инвестора будет достаточно.
Впрочем, рассчитывать на то, что бизнесмены начнут выстраиваться в очередь, не приходится. Одна из причин — высокая цена аренды участков для рекреационного пользования на землях лесного фонда. В условиях мобилизации доходов бюджета чиновники не спешат её снижать. Для окупаемости бизнес–проектов рядом с ООПТ мало будет снизить арендную плату. Важным фактором является стабильный поток посетителей.
Очевидно, что не все 66 ООПТ в двух субъектах Федерации будут пользоваться постоянным интересом у туристов. До каких–то далеко ехать, где–то действует специальный охранный режим (например, заказник "Раковые озера" закрыт для туристов на время гнездования птиц — с 1 апреля по 15 июля).
Но в Ленобласти достаточно интересных мест, привлекательных для туризма. "Берёзовые острова", "Выборгский", "Кивипарк", "Лебяжий", "Кургальский": все эти ООПТ — территории потенциального развития экологического туризма общероссийского, а возможно, даже международного масштаба.