Экономика Петербурга пока не может обойтись без мигрантов. Но привлекать их становится всё сложнее, а платить приходится всё больше. Так что снижать зависимость от иностранной рабочей силы в любом случае придётся.
На прошедшем Восточном экономическом форуме президент РФ Владимир Путин обратил внимание на тему трудовых мигрантов. "Очень важно, чтобы не было раздражителя какого–то со стороны этого миграционного притока", — заметил он. И добавил, что "может быть, и не потребуется такого большого притока иммигрантов, если мы будем вводить новые технологии, которые не требуют большого количества работников".
Впрочем, пока избавиться от потребности в иностранной рабочей силе не удаётся. На фоне рекордно низкого уровня безработицы заменить мигрантов на не самых популярных и денежных рабочих местах попросту некем.
Договориться с "баями"
Один из самых высоких уровней кадрового дефицита на сегодняшний день ощущается в строительной отрасли. Как отмечает ведущий эксперт проектно–учебной лаборатории кадрового обеспечения экономического развития НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге Ольга Коротеева, у стройки высокий мультипликативный эффект. Сфера поддерживает множество сопутствующих отраслей. Это позволяет обеспечивать довольно высокие темпы строительства, предоставлять гражданам возможность льготной ипотеки.
"Потребность в трудовых мигрантах — это общемировая тенденция. На сегодняшний день страны вступают в международную конкуренцию за них. Однако важно оценивать экономический эффект. В долгосрочной перспективе, исходя из нашей аналитики, миграционный поток будет снижаться, поэтому вкладывать деньги в глобальную конкуренцию за иностранную рабочую силу может оказаться невыгодно", — отмечает Коротеева. По её мнению, решить проблему с кадрами может помочь повышение престижа рабочих профессий среди жителей Петербурга, а также развитие межрегиональной вахты.
В большинстве крупных строительных компаний от авторизованных комментариев по теме отказались, однако в целом участники рынка единодушно говорят, что строительная отрасль Петербурга критически зависит от трудовых мигрантов. "98% тех, кто непосредственно работает на стройке, — мигранты. Россияне — это геодезисты, менеджеры–закупщики, инженеры авторского надзора и прорабы", — рассказывает Максим Павельев, предприниматель, занимающийся привлечением персонала в строительной отрасли.
Простые рабочие в основном приезжают из Узбекистана и Таджикистана. Периодически на стройках появляются граждане КНДР.
“
"Граждане России на стройку не рвутся. В Петербурге русских рабочих просто нет", — подтверждает глава одной из строительных компаний.
"Одному моему знакомому, работающему на крупный строительный холдинг, пообещали бригаду русских рабочих из Сибири, — приводит пример Максим Павельев. — Он потратил 500 тыс. рублей на то, чтобы их привезти и дать им аванс. Приехали 10 человек — ничего не умеют, ничего не понимают, слоняются без дела и попивают по вечерам. Сейчас он срочно ищет им замену".
Участники рынка говорят, что расходы на выплаты персоналу в ближайшее время могут вырасти на 5–10%. Сейчас квалифицированный рабочий получает около 100 тыс. рублей в месяц. Высококвалифицированные специалисты зарабатывают 150–200 тыс. Отдельная специализация у мигрантов — организация и сопровождение деятельности своих бригад. Таких бригадиров на стройках называют "баями". "Он условно заработал 1 млн рублей за выполненную работу (из расчёта 5 тыс. рублей за кубометр заливки бетона), людям заплатил 500 тыс. (по 70–80 тыс. на человека), остальное забрал себе, — рассказывает Максим Павельев. — Но он несёт всю ответственность за своих работников, оформляет им патенты, привозит и т. д.".
Дубай интереснее
Часто можно встретить мнение, что мигрантам в последнее время стало менее удобно работать в России из–за волатильности курса рубля и сложностей с денежными переводами. Кроме того, каждый год повышается стоимость трудового патента. Эти факторы влияют на снижение потока. Жителям Таджикистана и Узбекистана стало невыгодно трудиться в России, поскольку жизнь здесь дороже, чем в их родных странах, а доходы примерно одинаковы. Гораздо интереснее рассмотреть занятость в потребительском секторе Бали или Дубая. Однако по этому поводу мнения экспертов разделились.
“
"Мигранты убегают. При таком курсе рубля им выгоднее у себя работать. Либо они просят значительно больше денег, а это уже теряет экономический смысл для нас", — говорит глава строительной компании. "Такого, чтобы мигранты собирались и уезжали, нет. Стройка — одна из немногих стабильных отраслей, где есть зарплата", — возражает другой топ–менеджер.
Максим Павельев считает, что падение курса рубля не сильно повлияло на ситуацию. "Больше влияет сезонность. Зимой мигранты не очень хотят работать, они уезжают, а летом опять приезжают. Либо на зиму ищут другую работу — в помещении. Отделка квартир для них лучший вариант. А вязать арматуру лучше на солнышке. Зимой — снег, вьюга, а деньги те же", — поясняет он.
На этом фоне интересно прозвучало предложение федерального бизнес–омбудсмена Бориса Титова о привлечении на российский рынок труда граждан стран дальнего зарубежья. По его мнению, мигрантов из некоторых визовых стран стоило бы приравнять к тем, кто в визах не нуждается. Это значит, что вместо разрешения на работу они смогли бы покупать трудовые патенты, что существенно облегчило бы процесс найма.
Ольга Коротеева обращает внимание, что в лёгкой промышленности в швеи уже сейчас активно привлекают индийцев. "В Индии такую работу выполняют мужчины, поэтому она для них привычна. Граждане южной страны более мотивированы, они согласны на удлинённый рабочий день, что выгодно для работодателя", — говорит она.
Гостями дорожите
Ещё одна крайне зависимая от мигрантов сфера — жилищное хозяйство. По оценке, которую несколько лет назад приводила компания "Альянс", помогающая в трудоустройстве иностранцев, до пандемии коронавируса порядка 70% занятых в коммунальной сфере Петербурга составляли граждане других государств. Несмотря на волны оттоков, их доля остаётся существенной.
Как указывает руководитель регионального центра НП "ЖКХ Контроль" в Петербурге Алла Бредец, в штатах управляющих организаций почти 80–85% дворников — это мигранты. Вместе с этим в рамках проведения "снежной реформы" и передачи обязанностей по уборке внутриквартальных территорий в руки районных жилищных агентств наблюдается переток работников из управляющих компаний в жилищные агентства (РЖА). Условия там предлагаются лучше, но и требования выше.
Как сообщили "ДП" в жилищном комитете со ссылкой на данные районных жилагентств, набор кадров идёт по плану и на 12 сентября укомплектованность дворниками составляет 80%, механизаторами — 70%. Порядка 47% из принятых в штат дворников составляют иностранные граждане. Среди механизаторов их около 11%.
Теоретически при дальнейшем резком падении рубля гражданам других государств может оказаться крайне невыгодно работать в России, в результате чего Петербург рискует остаться без значительной части дворников, полагает Алла Бредец. А индексации выплат препятствует и социальная сторона вопроса.
"Сейчас говорится, что при той зарплате, которую предлагают управляющие организации, дворники работать не хотят. А формируется эта финансовая составляющая УК за счёт взносов собственников помещений в домах. И если взносы на уборку земельных участков и мест общего пользования не будут меняться, то, конечно, притока кадров не случится, а их продолжит становиться только всё меньше и меньше", — объясняет эксперт.