Ресторанам и супермаркетам не хватает персонала. Восполнять дефицит кадров пытаются, привлекая к сотрудничеству самозанятых и несовершеннолетних.
В Петербурге, как и по всей стране, растёт спрос на сотрудников в сфере общественного питания и торговли. В частности, на платформе "Авито Работа" в Петербурге число вакансий в сфере общепита увеличилось за год в 1,3 раза. При этом соискательская активность осталась практически на том же уровне. Подобный дисбаланс спроса на сотрудников и заинтересованности со стороны кандидатов испытывают не только данные отрасли, но и в целом весь рынок труда.
Бариста в дефиците
В разрезе отдельных профессий в Северной столице чаще всего требуются повара: им адресовано почти 3% всех объявлений о найме, размещённых на платформе. В топ–3 по доле вакансий также входят пекари и мойщики посуды. По росту востребованности по сравнению с прошлым годом в Петербурге в лидеры вышли администраторы ресторана: число предложений для них увеличилось в 3,2 раза. На втором месте пиццамейкеры с приростом вакансий в 2,8 раза, на третьем — кухонные работники, увеличение в 2,5 раза. В среднем по стране картина слегка отличается: кухонные работники по росту востребованности находятся на втором месте, а пиццамейкеры в топ вообще не вошли. Стоит заметить, что, по данным сервиса, среди крупнейших городов России больше всего спрос на сотрудников ресторанной сферы вырос в Екатеринбурге (в 1,9 раза) и Москве (в 1,8 раза).
"Средние зарплатные предложения демонстрируют умеренный рост — на 16%. Если осенью прошлого года работодатели сферы были готовы платить в среднем 30 951 рубль ежемесячно, то сейчас — 35 781. У многих сотрудников ресторанного бизнеса доход зависит не только от фиксированного оклада, но и от дополнительных чаевых", — комментирует директор по развитию "Авито Работы" Дмитрий Пучков.
Руководитель пресс–службы hh.ru СЗФО Мария Бузунова замечает, что в Петербурге за последние 30 дней работодатели разместили более 6,8 тыс. вакансий в сфере общественного питания. Это на 37% больше, чем осенью 2022 года. Так что статистика сервиса вполне подтверждает объективно высокий спрос на сотрудников этой сферы.
"При этом за год уровень конкуренции за рабочие места среди петербуржцев упал с 5,6 кандидата на место до 3,4, то есть больше чем на два пункта. В Москве сейчас на одну вакансию в общепите могут откликнуться около четырёх человек, это также меньше, чем в прошлом году. Такое соотношение вакансий и резюме от специалистов в сфере общепита уже может считаться кадровым дефицитом. В Москве ситуация чуть лучше, но тоже сложная для бизнеса с точки зрения подбора и поиска персонала", — добавляет Бузунова.
Место за прилавком
Кроме того, Дмитрий Пучков замечает, что практически во всех регионах в топ–3 по востребованности кадров входит и сфера продаж. В Петербурге она занимает второе место по доле вакансий после производства и опережает строительство. При этом стоит заметить, что этот спрос вполне стабилен — рекордов по резкому увеличению количества вакансий ретейл вовсе не демонстрирует.
"Для привлечения персонала работодатели обещают сотрудникам гибкие условия труда и различные бонусные программы. Как мы выяснили в ходе совместного опроса с торговой сетью “Пятёрочка”, кандидаты в сфере ретейла особенно ценят удобство графика, и компании готовы идти им навстречу: предлагают рабочие смены продолжительностью от 4 часов или сокращённую рабочую неделю", — добавляет эксперт.
В пресс–службе "Ленты" замечают, что, как и весь рынок, в компании наблюдают нехватку кадров, особенно сложно с вакансиями администраторов магазинов и в логистике.
"Мы еженедельно измеряем соотношение количества откликов кандидатов к количеству вакансий, и в прошлые годы этот индекс составлял в разное время от 2 до 5. То есть на одну вакансию претендовало от двух до пяти человек. Сегодня этот индекс ниже единицы: у нас открыто более 8 тыс. вакансий, а откликов на них менее 6 тыс.", — рассказали в компании.
Только для своих
Нехватка кадров на рынке труда наблюдалась и ранее: на конец 2022 года уровень безработицы составлял всего 3,7%. При этом проекты в области импортозамещения активно создают новые рабочие места. Для привлечения сотрудников компаниям приходится проявлять креативный подход.
"Чтобы решить проблему нехватки кадров, мы начали привлекать новые для себя целевые аудитории сотрудников. Например, самозанятых. Это единственный растущий сегмент на рынке труда. В этом году нехватку персонала, традиционную для летнего периода, частично восполнили за счёт привлечения несовершеннолетних ребят в возрасте 16–17 лет. Пока возможность такой подработки есть только у детей наших сотрудников. Таким способом мы закрыли около 1 тыс. вакансий", — рассказали корреспонденту "ДП" в пресс–службе "Ленты".