Акционер петербургского АО "Ренессанс–Реставрация" взыскал с компании более 140 млн рублей. Выплата этой суммы может оказаться сложной задачей для общества.
Жалобу АО "Ренессанс–Реставрация" на решение Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, взыскавшего с компании по иску акционера Юрия Давыдова (ему принадлежит 30% акций) 137 млн рублей дивидендов и 4,7 млн рублей процентов, рассматривает 13–й арбитражный апелляционный суд.
Первое слово дороже второго
Как следует из материалов дела, собрание акционеров АО "Ренессанс–Реставрация" решило выплатить дивиденды за 2019–2021 годы. Общая сумма, причитавшаяся Давыдову, составляла 137 млн рублей. Однако потом это решение было отменено — компания отказалась от выплаты дивидендов, объяснив это неустойчивой экономической ситуацией. Тогда акционер обратился в суд.
АО "Ренессанс–Реставрация" заработало в 2022 году 4,9 млрд рублей, показав чистую прибыль 128,5 млн, указано в сервисе "Контур.Фокус". Компания специализируется на ремонтно–реставрационных работах. За последние 12 месяцев она заключила 15 контрактов на 3,2 млрд рублей. К примеру, в мае был заключён контракт на реставрацию Музея им. Бахрушина в Москве за 1,55 млрд рублей.
"Компания не согласна с иском акционера Юрия Давыдова. Большинством голосов акционеры решили направить прибыль на реализацию госконтрактов, а не выплачивать ранее объявленные дивиденды. Юрий Давыдов является единственным акционером, голосовавшим против такого решения", — заявили "ДП" в "Ренессанс–Реставрации".
В процессе "Ренессанс–Реставрация" говорила о том, что выплата дивидендов может привести к срыву госконтрактов: компания обязана иметь определённые финансовые показатели, чтобы получать банковские гарантии по своим контрактам, это обязательное условие их заключения. Более того, по оценке компании, выплата дивидендов может даже привести к её банкротству. Свою позицию ответчик подкреплял среди прочего заключением ООО "Базилевс".
С Юрием Давыдовым "ДП" связаться не удалось. Однако в суде он обратил внимание: в заключении ООО "Базилевс" нет категоричных выводов, что выплата спорной суммы приведёт к банкротству компании.
Выплата дивидендов — это право компании, но после объявления о таком решении оно превращается в обязанность, следует из решения арбитража. Кроме того, ответчик не представил доказательств того, что на март 2022 года, когда акционеры отменили свои предыдущие решения о выплате дивидендов, "Ренессанс–Реставрация" вела убыточную деятельность или произошло резкое ухудшение её финансовых показателей, указал суд.
Плати, если можешь
"Это решение укладывается в актуальную судебную практику. Шансы на его пересмотр в апелляции оцениваю как низкие", — говорит Юлия Загинайко, юрист корпоративной и арбитражной практики адвокатского бюро "Качкин и партнёры".
Однако Сергей Бакешин, руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal, обращает внимание: общество не вправе выплачивать дивиденды, если оно отвечает признакам банкротства, если такие признаки появятся после выплаты дивидендов и т. д. "Фактически в апелляции уже больше полугода идёт спор именно об этом. Процесс может затянуться ещё на полгода, если будет назначена экспертиза. И постановление апелляции может в значительной степени зависеть именно от её результатов. К слову, такой срок рассмотрения апелляционных жалоб хотя и не является исключительным, но встречается редко", — считает Сергей Бакешин.
Юлия Загинайко отмечает любопытный момент. "Ренессанс–Реставрация" выразила намерение разрешить спор мирным путём, выплатив истцу 100 млн рублей.
"Суд, исходя в том числе из процессуального поведения ответчика, сделал вывод о наличии экономической возможности у общества исполнить требования истца. Фактически суд указал: если ответчик готов заплатить 100 млн, то аргумент о том, что выплата 137 млн парализует деятельность компании, безоснователен", — говорит эксперт.