Строительные компании всё чаще предпочитают закупать материалы и работы на тендерах. Это позволяет сэкономить, но не только.
Как говорят участники рынка, сейчас у крупных застройщиков 85–95% закупок по строительно–монтажным работам и стройматериалам проходят через тендеры, остальные 5–15% приходятся на небольшие оперативные контракты. Ещё 5–7 лет назад всё было наоборот.
"Закупаем всё. Основная доля, около 27%, приходится на материалы для монолита и кладки. Доля остекления в затратах на материалы составляет 5%, из отделки в топе ламинат и керамогранит, их суммарная стоимость — около 2%. Мы стараемся осуществлять закупки в соответствии с утверждённым внутренним таргетом, при этом внимательно контролируем качество материалов и в целом продукт, который предлагаем рынку", — говорит Артём Блинов, директор по закупкам и тендерам группы "Самолет".
Не только экономия
"Что касается процента экономии, то за три квартала текущего года мы провели 132 тендера с общей экономией бюджета 734 млн рублей. Из них было проведено 44 тендера на строительно–монтажные работы с экономией 620 млн рублей и 88 тендеров на закупку материалов с экономией 112 млн рублей", — рассказала Татьяна Рыбкина, директор департамента тендеров и закупок GloraX.
В среднем, по оценкам крупных компаний, экономия на тендерах составляет около 2%. Но дело не только в ней. Снижаются риски срыва поставок или поставок некачественных материалов, а также неплатежей.
Ещё одно преимущество тендеров — регулярный мониторинг рынка. За счёт открытой процедуры застройщики могут познакомиться с новыми подрядчиками, производителями и поставщиками.
К недостаткам тендерной системы можно отнести прежде всего сроки. Минимально проведение тендера занимает около месяца. "Однако если вы обладаете графиком реализации проекта, то время, необходимое на проведение тендера, не превратится в проблему — всё можно организовать и спланировать заранее", — говорит Татьяна Рыбкина.
"Тендеры на будущий год мы проводим с октября–ноября по декабрь, стараемся фиксировать стоимость на предстоящий год, — делится опытом заместитель генерального директора по строительству Setl Group Виталий Ершов. — Перечень необходимых материалов определён внутри компании, среди них, например, бетон, кирпич, щебень, песок, минвата, цемент, ламинат, керамическая плитка, декоративная штукатурка, обои, трубы и многое другое. Существует и процедура мини–тендера: запрашиваются цены на заказанный объём товара у нескольких производителей и выбираются лучшие условия. “Вслепую” мы не покупаем ничего".
Конечно, тендеры не снимают всех рисков. В некоторых компаниях говорят, что около 5% подрядчиков всё равно срывают исполнение контратов. Часть участников рынка страхует такие риски путём дробления лотов. Есть и другие способы.
"Мы разработали ряд инструментов, которые позволяют предотвращать такие ситуации, — говорит Артём Блинов. — Во–первых, отказ от обязательств — это чёрный список для контрагента на период от 6 месяцев, невозможность работать с нами и участвовать в тендерах. Во–вторых, мы с ключевыми партнёрами подписываем соглашение о долгосрочном сотрудничестве с фиксацией перспективного плана работ на годы вперёд. То есть это уже больше стратегическое партнёрство, нежели ситуативное сотрудничество. Такой подход положительно сказывается на исполнении обязательств".
Где поторговаться
Большая часть тендеров проводится на внешних электронных площадках. Так, по словам Виталия Ершова, у Setl Group тендерная кампания проходит на площадке ESTP.RU.
"Локальные тендеры и заявки отрабатываются в системе Cynteka (со стороны поставщиков она называется “Закупай”)", — говорит он.
Но есть собственные решения. Так, в GloraX запустили свою площадку для проведения тендеров по строительно–монтажным работам.
"В ближайшее время на ней можно будет проводить также тендеры на закупку строительных материалов. Таким образом, через личные кабинеты наших подрядчиков будет проходить и храниться вся история работы, переписки и документация. Такое решение обеспечивает бесшовную интеграцию взаимодействия от момента получения заявки на тендер до завершения контракта", — говорит Татьяна Рыбкина.
Своя площадка, разработанная на базе 1С, есть у группы "Эталон", кроме того, компания размещает заявки на электронных торговых площадках В2В и OnlineContract.
Впрочем, не все застройщики верят в новые веяния.
"Все закупки проводятся на основании цен, представленных поставщиками и подрядчиками. Комиссионно принимаем решение о закупках и работах. У нас есть собственный пул поставщиков и подрядчиков, проверенных в работе, к которому иногда добавляются новые игроки, появляющиеся на рынке. При выборе подрядчиков, как правило, исключаем как максимальную цену работ или материалов, так и минимальную", — говорит Владимир Огурцов, коммерческий директор ООО "Энергоком", генеральный подрядчик СК "Дальпитерстрой".
При этом, по его словам, в среднем удаётся закупать материалы на 3–5% дешевле рынка.
“
В настоящее время мы наблюдаем увеличение себестоимости строительства ввиду инфляции, а также нестабильного курса валют. Так, рост стоимости арматуры с начала года по текущий момент составил порядка 75%. Такой существенный рост цен связан в том числе с тем, что ПМХ купил арматурные заводы компании НЛМК. Это 40% рынка РФ, а по ЦФО холдинг теперь контролирует 65–70%. Очень надеемся, что ФАС следит за рынком металлопроката и, как и в 2021 году, вмешается в сложившуюся ситуацию. Кроме того, заметно изменилась цена на бетонные смеси, которые подорожали на 20% с начала этого года. Также выросла стоимость монтажных материалов, которые закупаются в Китае за валюту, соответственно, подорожание связано с девальвацией рубля. Цена на отделочные материалы, которые производятся в западных странах, меняется в сторону увеличения по той же причине. Сдерживать рост себестоимости у нас получается за счёт проведения тендеров и подбора аналогов материалов — в 90% наших тендеров нам удаётся получить предложение с бюджетом ниже заложенного.
Татьяна Рыбкина
директор департамента тендеров и закупок GloraX
“
Цены, конечно, растут. В последнее время, например, цемент подорожал на 20%. Мы проводим переговоры с поставщиками, посещаем заводы и просим раскладывать себестоимость закупаемой продукции на составляющие, чтобы понимать, чем обусловлен рост. Также ищем аналоги отечественного производства, если они не уступают по качеству. Зачастую это позволяет экономить на логистике. Полностью сдержать рост цен, конечно, невозможно, но такой комплексный подход позволяет искать компромиссные решения.
Виталий Ершов
заместитель генерального директора по строительству Setl Group