Генпрокуратура решила бороться со шринкфляцией, обязав производителей фасовать продукты в "честную" упаковку, без дробных значений. Эксперты считают эту меру в большей степени декоративной.
С конца октября в России изменились требования к фасовке продовольственных товаров: теперь номинальные количества товара в упаковке зафиксированы в ГОСТе. Поправка к "ГОСТ 8.579–2019. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте" была внесена по требованию Генпрокуратуры РФ.
Рис, пшено и гречневую крупу теперь надлежит фасовать по 500, 1000 и 2000 г, а поваренную соль — по 250, 500 и 1000 г. Требования также касаются сливочного и подсолнечного масла, сахара, чёрного чая, молока, пшеничной муки и вермишели, крепкого алкоголя и вин (виноградных, плодовых креплёных, фруктово–ягодных).
Инициатива, очевидно, представляет собой попытку бороться с шринкфляцией — или даунсайзингом — уменьшением количества товара в упаковке при сохранении прежней цены. Многие заметили, что 100–граммовые шоколадки превратились в плитки по 90 или 85 г, а пол–литровые банки прохладительных и слабоалкогольных напитков — в 0,45 л. Практика весьма не новая, но в последние годы особенно заметная. Проблема в том, что требования прокуратуры по сути носят скорее рекомендательный характер и касаются только тех производителей, кто желает заявить о соответствии своей продукции ГОСТу.
Для бедных и спортсменов
Шринкфляция существует в мире ещё с 1970–х годов. На российском рынке стала распространяться после кризиса 2008 года, а международные санкции ускорили этот процесс. Основными стимулами для её развития считаются падение реальных доходов населения и денежная инфляция. Производители и торговые сети не хотят отпугивать покупателей завышенной ценой, но в то же время не готовы нести убытки. Чтобы сохранить прежнюю цену или выставить более низкую, приходится менять рецептуру или упаковку товара на более дешёвые варианты, а также прибегать к шринкфляции: снижать объём и вес.
"Чаще всего такой приём применяется к относительно недорогим и часто покупаемым товарам — именно здесь можно получить максимальный выигрыш от такой стратегии", — объясняет профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт–Петербурге Юлия Вымятнина. При покупке более дорогих товаров потребитель обычно внимательнее изучает основные характеристики продукта (включая вес и объём).
"Эта тема особенно важна в условиях высокой инфляции, когда люди с небольшими доходами активно пытаются сэкономить, выбирая продукты подешевле. Напомню, что расходы на еду и напитки составляют от 35 до 40% в потребительской корзине, по которой рассчитывается инфляция. А для наименее обеспеченных потребителей этот процент ещё выше. При этом часто люди с низкими доходами относятся к той категории потребителей, которая с меньшей вероятностью будет самостоятельно производить пересчёт цен на стандартные меры. Поэтому фактически инициатива Генпрокуратуры направлена на снижение возможностей вводить такие уязвимые категории населения в заблуждение", — объясняет эксперт.
Генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова отмечает, что дело не только в экономии и доходах потребителей, но и в их запросах. Некоторые люди, сторонники ЗОЖ или борющиеся с ожирением, сознательно выбирают уменьшенные объёмы товара: "У порядка 30% россиян ожирение. И ещё есть люди просто с лишним весом. Они ориентируются на то, чтобы не переедать и чтобы продукт не испортился быстро".
Также малые объёмы актуальны для россиян, живущих в одиночестве. "Очень высокая смертность мужчин приводит к тому, что женщины после 60 лет зачастую остаются одни. И время дожития составляет 12–15 лет. Одному человеку, чтобы питаться разнообразно, требуется много продуктов, но маленькими порциями. Стоит учитывать, что крупы имеют свойство портиться, а значит, и покупка килограмма не всегда актуальна. Конечно, потребители привыкли считать яйца десятками, а сахар — килограммами. Но граждане России умные и точно знают математику в пределах школьной программы. А значит, для понимания стоимости 1 кг смогут разделить цену на 1000 и умножить на количество граммов. Как мы знаем, спрос рождает предложение и потребителю нужны продукты с меньшим объёмом и весом. Шринкфляция — это также и запрос потребителя на меньшую цену за единицу продукта и меньший объём", — подчёркивает она.
Стандарт по желанию
Предложенная стандартизация может сказаться и на покупателях, и на производителях, и на торговых сетях. Юлия Вымятнина считает, что переход на упаковки со стандартным весом и объёмом потребует изменения тары, принципов установления отпускных цен и т. п. Торговые сети в свою очередь будут вынуждены производить дополнительный контроль за параметрами продукции, подпадающей под новые правила. "То есть появятся дополнительные издержки и у производителей, и у магазинов. Эти издержки будут перенесены в цены, но не обязательно именно тех продуктов, которые подпадают под новое регулирование", — поясняет эксперт. Производители с широкой продуктовой линейкой, скорее всего, увеличат цены на более дорогую продукцию, не подпадающую под определение социально значимой.
"К сожалению, любые правила, связанные со стандартизацией, будь то упаковки или отражения цен на ценниках, связаны с издержками на этапе внедрения", — резюмирует Вымятнина.
Для покупателей подобная инициатива, с одной стороны, — это возвращение к "честным" литрам и килограммам, что кажется справедливым жестом. С другой стороны, обращает внимание Марина Петрова, дополнительные 100 г заметно скажутся на цене (как из–за себестоимости, так и из–за обновлённой упаковки), что уже может вызвать раздражение у потребителя.
Стоит также отметить, что ГОСТ сейчас не носит обязательного характера. Соответственно, производители спокойно могут игнорировать новые стандарты упаковки, если им не обязателен знак ГОСТ на продукте. Впрочем, независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин считает, что производители при желании спокойно сохранят за собой знак ГОСТ, так как, даже если товар расфасован "неправильно", произведён он по–прежнему по госстандарту. "Продукцию выпускают на одном предприятии, а упаковывают на другом. Это абсолютно легальный метод обхода требования прокуратуры, если законодательство не подкорректируют", — считает эксперт.
Лачугин предполагает, что это будет больше социальная история, тем более что сам список продуктов, указанных в поправке, очень невелик.
“
"Эту тему активно подхватили СМИ, но на самом деле на полках вряд ли что–то изменится. Скорее всего, появятся группы товаров, на которых будет обозначено: сделаны по ГОСТу, с честным объёмом и весом. Я не жду какой–то массовости, тем более прокуратура сама отмечает: для желающих", — подчёркивает он. Более полезной мерой для покупателей могли бы стать ценники, где указана стоимость за килограмм или литр, независимо от упаковки.