На фоне падения продаж автодилеры всё чаще задумываются о перепрофилировании участков под своими автосалонами, многие из которых находятся в привлекательных местах с точки зрения жилой застройки.
Компании ГК "Прагматика" обратились в комиссию по землепользованию и застройке Петербурга (КЗЗ) с предложением изменить функционал земельных участков площадью более 5 га на Уральской ул., 33–35. На них расположен автосалон брендов Lada, Kaiyi и Geely, а также автосервис. Согласно Правилам землепользования и застройки, участки находятся в зоне инженерной и транспортной инфраструктуры. Заявители просят перевести их в зону общественно–деловой застройки. "Участок планируется использовать для размещения гостиницы или апарт–отеля, рассматривается вариант реконструкции существующего здания в объекты гостиничного обслуживания", — говорится в заявках.
"Цель документарных действий по земле — создание долгосрочных предпосылок для роста капитализации имущественного комплекса", — сообщили "ДП" в пресс–службе "Прагматики".
Как говорят участники рынка, стоимость подобных участков может составлять 0,8–1 млрд рублей. В случае, если на них будет разрешено возвести апартаменты или жильё, цена вырастет до 5–6 млрд рублей. На участках можно построить 85–100 тыс. м2 доходной недвижимости.
Однако КЗЗ отказала "Прагматике".
Приехали
За последнее время это уже как минимум второй крупный автодилер, который публично выступил с планами редевелопмента своих автосалонов. Ранее это сделала ГК "Автопродикс". В конце августа она получила задание на подготовку изменений в проект планировки территории между Союзным и Дальневосточным проспектами, на которой расположен автосалон марок Renault и Haval. В квартале предполагается размещение объектов жилой застройки, следует из документов.
Кроме того, комиссия по внесению изменений в генплан Петербурга удовлетворила заявку "Автопродикса" на перевод земельного участка на Дунайском пр., 15, корп. 2, из зоны инженерной инфраструктуры в зону многоэтажной жилой застройки. Там также расположен автосалон.
Как говорят участники рынка, подобные мысли последние годы посещали многих автодилеров. Авторынок России сегодня переживает, пожалуй, самые сложные времена за всю свою историю. В прошлом году из страны ушли европейские, американские и японские бренды. Цены на легковые автомобили выросли, продажи рухнули. Так, по оценкам комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в 2022 году продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России упали на 58,8%, до 687,4 тыс. штук. Объём рынка в текущем году, по прогнозам экспертов, не превысит 1 млн единиц. Для сравнения: в 2012 году в стране было продано 2,76 млн новых машин.
“
"Многие дилерские центры были адаптированы под продажи автомобилей конкретной марки. Однако после приостановки поставок ряда зарубежных марок на российский рынок дилеры перепрофилируют автосалоны и предлагают автомобили новых брендов. Сервисная поддержка ушедших брендов сохраняется, но фокус продаж сосредоточен на новых марках", — говорит директор по коммуникациям ГК "Автодом" Анна Уткина.
Кроме того, игроки рынка практикуют мультибрендовое обслуживание, когда в одном шоуруме клиентам доступен выбор из различных марок, поставляемых по каналам параллельного импорта. Хотя бывает, что дилеры поступают и ровно наоборот.
Редевелопмент автосалонов пока не стал массовым трендом. Чаще речь идёт об их переформатировании: своего рода переодевании из одного бренда, обычно европейского, в другой — чаще всего китайский, ведь спрос на китайские авто растёт, комментирует директор по маркетингу группы "Рольф" Ринат Утешев. "Крупные дилеры идут в ногу со временем, открывая салоны с востребованными брендами. Мы не исключение. Совсем недавно мы открыли салоны Chery, Haval, Exeed на месте бывших европейских салонов", — отмечает он. Холдинг намерен и дальше использовать все свои дилерские центры по прямому назначению, добавляет собеседник "ДП".
Иногда получается
Случаев, когда автосалон кардинально поменял свою деятельность, действительно не много. Так, два автосалона стали универсамами. В 2016 году в бывшем петербургском автоцентре Peugeot на Левашовском пр., 21, открылся магазин "Лента". А в 2020–м на месте автосалона на Пулковском шоссе — гипермаркет "Сезон".
Из свежих примеров — дилерский центр на Придорожной аллее, 8, который компания "Реформа" преобразовала в административно–деловой комплекс.
Как говорит Анна Уткина, дилерский центр — специфический объект, состоящий из шоурума, контактной зоны для общения с клиентами, сервисной зоны и офисных помещений. "Его экономически невыгодно перепрофилировать под другой проект. Более того, такие объекты никогда не были избыточными, скорее наоборот", — полагает она.
Единственный пока опыт перестройки автосалона под жильё есть у "Балтийской коммерции". Девелопер в 2017 году купил автосалон "Ральф–кар" на Малой Зелениной ул., 4, и почти 5 лет согласовывал с городскими властями проект строительства на 0,4 га многоквартирного жилого дома. Лишь в прошлом году он получил разрешение на строительство. На данный момент в проекте продано более 2 / 3 квартир, а средняя стоимость 1 м2, по данным ЕИСЖС, составляет 327,7 тыс. рублей.