Строительство, отделка, обустройство дома — пожалуй, как раз те сферы, где отечественные решения используются наиболее часто. В ряде случаев в этом сегменте рынка даже наблюдаются устойчивые коллаборации между компаниями, что в итоге идёт на пользу российской экономике в целом.
Согласно исследованиям НИУ ВШЭ, наиболее высокий уровень обеспеченности отечественной продукцией — в промышленности стройматериалов (96%), транспортном машиностроении (92%) и в чёрной металлургии (90%), наименьший — в станкоинструментальной (24%) и фармацевтической промышленности (35%), а также в индустрии детских товаров (31%). Это можно объяснить несколькими обстоятельствами. Все перечисленные сферы связаны с решением самого насущного для каждого человека вопроса — жилищного. Несмотря на неблагоприятные внешние факторы, люди всё равно (будут стремиться к обустройству своего дома и вкладывать в это денежные средства. Производители строительных и отделочных материалов, товаров для ремонта это понимают и уже не первый год активно осваивают рынок, в том числе в сегменте DIY.
Как отметил в разговоре с "ДП" генеральный директор ООО "РОСТтерм" Иван Багаев, ещё до пандемии торговые сети взяли курс на импортозамещение — у них была целенаправленная задача максимально локализоваться для того, чтобы не зависеть от иностранных игроков. "Большинство из них эту задачу выполнили более чем на 60%. У нашей компании также выстроены деловые взаимоотношения практически со всеми крупными игроками этого рынка, и мы наблюдаем рост спроса на нашу продукцию год к году", — добавил он.
Активное взаимодействие отечественных брендов идёт и с представителями строительной отрасли. Дело в том, что, если разбирать предметно, строительство — это отрасль с довольно большой долей отечественной составляющей. В этом уверен коммерческий директор ГК "ПСК" Сергей Софронов:
"Во-первых, возьмём сами решения. Архитектура, проекты дизайна интерьеров, а также придомовой территории и раньше в большинстве случаев делались российскими студиями. А сейчас тем более. И дело даже не в замещении — талантливые специалисты есть, и они с удовольствием работают, с каждым годом наращивая своё портфолио. Во-вторых, основные строительные материалы всегда были и остаются отечественными. Бетон, газобетон, базовый и отделочный кирпич, арматура, кровельные материалы и так далее. В-третьих, отделка. В комфорт-классе, в массовой застройке, подавляющий объём материалов был отечественного производства. Этот сегмент практически не ощутил на себе проблем с новыми сложностями импорта".
Это подтвердил и директор по маркетингу компании e. Development Вячеслав Батаков: "Сейчас практически все материалы, используемые в строительстве, отечественные. Импортные комплектуающие ещё в некотором объёме присутствуют в инженерных системах (IP-домофония, кондиционирование, автоматические наносы и т.д.). В проектах бизнес-класса импортными могут быть лифты, но российские производители уже активно трудятся в этом направлении и уже есть достойные аналоги даже такой сложной продукции. Данная тенденция касается фасадных материалов, а также входных, межкомнатных дверей и алюминиевых окон. Российские решения не уступают зарубежным по качеству, долговечности и даже по красоте. Кроме того, большой выбор отечественной продукции доступен в разных ценовых сегментах, а главное, не возникает проблем с логистикой".
То, что сегодня сотрудничество девелоперов с российскими поставщиками идёт довольно плотно, "ДП" рассказали и в петербургской компании по производству дверей Velldoris. По словам генерального директора холдинга Дмитрия Черепко, сегодня порядка 30% объёма выпускаемой компанией продукции поставляется на объекты строительства в Петербурге, Ленинградской области, Москве и другие города присутствия предприятия.
"Среди наших почётных клиентов такие застройщики, как Setl Group, "ЛСР", "ЦДС", "Главстрой СПб", "Полис", Seven Sans Development, "Прок", "Ленстройтрест", "ЛенРусСтрой", "Эталон" и многие другие. То есть практически все строительные компании, которые предлагают жилые комплексы с отделкой. Подобным образом мы взаимодействуем уже более 10 лет. Причём покупатели квартир не раз отмечали высокое качество продукции и разнообразие дизайнерских решений. На данный момент, более 3,5 млн квартир оснащено нашими дверями в новостройках Петербурга", — пояснил эксперт.
Не секрет, что некоторые элементы отделки "от застройщика" новосёлы предпочитают сменить. Согласно объявлениям крупнейшей онлайн-площадки по продаже товаров Авито, под данную категорию часто попадает ламинат и сантехника, а, вот, межкомнатные двери попадаются крайне редко. Это действительно говорит о том, что российская продукция постепенно становится достойной альтернативой импортным решениям не только с точки зрения функционала, но и вполне вписывается в представления современного горожанина о том, как должна выглядеть уютная квартира.
К слову, среди последних тенденций в оформлении интерьера Дмитрий Черепко назвал использование высоких, до 2,5 м в высоту, дверей, а также двери скрытого монтажа, словно растворяющиеся в пространстве. В цветовой гамме доминирует белый, он же, по мнению эксперта, будет актуален и в 2024 году. Чтобы своевременно отслеживать все тренды, в компании трудится команда разработки новых продуктов. Именно она предлагает решения, удовлетворяющие постоянно меняющиеся запросы клиентов.
Получается взаимовыгодный интерес для всех участников рынка. Застройщики используют готовую и доступную с точки зрения логистики и цены продукцию от местных производителей. Последние, в свою очередь, наращивают свои обороты и расширяют географию поставок. И двери — лишь один из характерных примеров подобных коллабораций.