Терминал АО "Русал" в Усть–Луге, через который будет поступать сырьё для глинозёмного завода, может стать одним из крупнейших в регионе. В непосредственной близости от него два региональных заказника. Недалеко от ещё одного построят сам завод.
Портовая инфраструктура для приёма бокситов, которые будут перерабатывать в глинозём на планируемом мегазаводе АО "Русал" в Ломоносовском районе Ленинградской области, может разместиться по соседству с терминалами "Новая Гавань" и "Ультрамар" порта Усть–Луга, следует из документации, опубликованной комитетом по природным ресурсам Ленинградской области.
Дочернее предприятие АО "Русал" ООО "Ленинградский глинозёмный завод" (ЛГЗ) получило в аренду лесной участок площадью 228,3 га в Кингисеппском районе для выполнения изыскательских работ с целью выбора места для размещения морского специализированного перегрузочного комплекса глинозёма и бокситов.
Согласно документации, терминал будет вводиться в два этапа. Грузооборот первой очереди составит до 6 млн тонн, а после введения второй мощность комплекса вырастет до 12 млн тонн. В дальнейшем она может достичь 17,5 млн тонн в год — с учётом поставок сырья на другие заводы в России. Также на комплексе должны быть предусмотрены мощности для хранения до 30 тыс. тонн глинозёма и до 200 тыс. тонн бокситов и место для приёма танкеров с каустической содой в объёме до 100 тыс. тонн в год. Терминал сможет принимать суда длиной до 290 м и осадкой 16,6 м.
Отметим, что всего в порту Усть–Луга в 2022 году, по данным Ассоциации морских торговых портов, обработано 124,1 млн тонн грузов. В теории терминал "Русала" может стать вторым по объёмам перевалки сухих грузов в порту после АО "Ростерминалуголь", мощность которого составляет 29 млн тонн.
В конце октября правительство Ленобласти выделило ЛГЗ участок площадью 1 тыс. га под изыскания непосредственно под сам завод, который будет выпускать порядка 4,8 млн тонн глинозёма в год. Портовая инфраструктура же необходима, чтобы доставлять из Гвинеи бокситы — сырьё для глинозёма, из которого далее выплавляется алюминий. Территория, на которой может появиться завод, расположена между Лубенским озером и деревней Глобицы. До атомграда Сосновый Бор от участка — около 10 км.
Судя по карте, расстояние от портового комплекса, который будет принимать бокситы, до производственной площадки, на которой они будут превращаться в глинозём, составляет 45–50 км.
“
"На новой портовой инфраструктуре потребуется предусмотреть районы для хранения сырья. В дальнейшем, если проект заработает на полную мощность, объективно встанет вопрос необходимости строительства железнодорожной ветки для доставки грузов", — уверен завкафедрой безопасности РАНХиГС Санкт–Петербург Александр Дмитриев.
Район изысканий под сам завод вплотную прилегает к зоне, где в ближайшие годы запланировано создать особо охраняемую территорию — государственный природный заказник "Озеро Лубенское", а до заказника "Гостилицкий" от границы участка около 12 км. Портовый комплекс, следует полагать, ещё больше озаботит общественников и экологов, фокус внимания которых до сих пор был направлен на само производство. Так, природные заказники регионального значения "Кургальский" и "Котельский" располагаются в 12,7 км и 13,4 км соответственно от ближайшей границы площадки изысканий под терминал.
Соглашение о намерениях построить глинозёмный завод руководство "Русала" и правительство Ленинградской области заключили в ходе ПМЭФ–2023. Инвестиции в проект оцениваются в 400 млрд рублей.
Почти сразу же после этого анонса жители Соснового Бора стали выступать против данной идеи и организовали общественное движение "Стоп Русал". Сейчас активисты пытаются добиться проведения местного референдума по вопросу строительства. В администрации региона отмечают, что окончательно место под строительство ещё не выбрано. При этом губернатор Ленобласти Александр Дрозденко в ходе пресс–конференции 8 декабря заявил, что предприятие необходимо отечественной экономике, потерявшей после введения санкций 40% алюминиевого рынка.