Доля отечественного спортивного инвентаря для силовых тренировок растёт, хотя беговые дорожки и другое высокотехнологичное кардиооборудование остаётся незаменимым и труднодоступным. На помощь спортсменам приходят сезонные активности, требующие минимального использования технологичного оснащения.
Хорошая новость для любителей зарядок по утрам с лёгкими весами: если в апреле 2022 года доля российского спортивного оборудования достигала лишь 25%, а зарубежного — 75%, то спустя полтора года ситуация изменилась в пользу отечественной фитнес-индустрии и теперь в стране выпускают порядка 70% спортивной продукции из отечественных комплектующих. Об этом "ДП" рассказала президент Национального фитнес-сообщества (НФС) Елена Силина:
"На российском рынке сейчас около 300 производителей спортивного оборудования и инвентаря. В большей степени они преуспевают в изготовлении различных продуктов для силовых видов спорта. В основном это гири, штанги, гантели, грифы, диски, силовое оборудование для локальной проработки различных групп мышц (блочные, натяжные), в том числе мелкий инвентарь, гимнастические коврики, палки, роллы, маты и мягкие спортивные модули. Чтобы закрыть оставшиеся 30%, необходим запуск ряда дополнительных продуктовых линеек путём организации собственных производств".
Дорожка в никуда
А вот с умным кардиооборудованием, которое оснащено цифровыми панелями управления, дела обстоят хуже: 90% доступных на российском рынке беговых дорожек, эллиптических тренажёров, велотренажёров, степперов и т. п. по-прежнему представлено импортом. Игроки рынка отмечают, что в начале 2022 года всё умное оборудование резко подорожало, а потом и вовсе пропало из продажи вплоть до запчастей и расходников. Этот факт подтверждает и Вера Попретинская, управляющая залом BackStage CrossFit, которая отметила в разговоре с "ДП", что сейчас проблема импортозамещения кардиооборудования стоит особенно остро, а расходы на техническое обслуживание подорожали на 100%.
Как повелось, после ухода известных американских и европейских брендов, инициативу быстро подхватили российские компании, сумевшие найти новые логистические цепочки. Как отмечают в Национальном фитнес-сообществе, предприниматели действительно находят новые рынки для закупки продукции в странах Юго-Восточной Азии, в том числе активно используют механизм параллельного импорта.
По мнению генерального директора, совладельца сети фитнес-клубов HIT FITNESS Льва Лебедева, хотя санкции и повлияли на выбор линеек тренажёров, спустя месяцы на замену им хлынули поставки оборудования из Кореи, Тайваня, Китая. Так, по данным фитнес-сообщества доля высокотехнологичного оборудования из Китая и Тайваня выросла на 79% в денежном выражении и более чем на 91% — в натуральном.
При этом в фитнес-сообществе также рассказали "ДП", что общий ввоз в РФ кардиооборудования в прошлом году сократился примерно на 33%, составив $152 млн. Тенденция продолжилась и в этом году — за 9 месяцев 2023 года импорт указанного оборудования сократился на $15,9 млн, что ниже почти на 40%, чем за аналогичный период 2022 года.
Бег с препятствиями
Эксперты, опрошенные "ДП", констатируют, что волатильность рубля по отношению к курсу валют в моменте увеличивает как себестоимость импортируемого высокотехнологичного спортивного оборудования, так и затраты на его доставки. А в связи с тем, что сроки доставки сейчас увеличились до 3-4 месяцев вместо обычных 2 недель, необходима 100%-ная оплата брокерам вместо частичной предоплаты, а также есть обязанность уплаты таможенных пошлин и выполнение обязательств по налоговым платежам и страховым взносам — всё это требует от бизнеса колоссальных оборотных средств, которые становятся дефицитными.
"В конечном итоге удорожание импортного высокотехнологичного оборудования негативно влияет на скорость оснащения новой и действующей спортивно-оздоровительной инфраструктурой. Бизнесу приходится регулярно корректировать процессы планирования, управления финансовыми рисками и заниматься оптимизацией денежных потоков, что сдерживает процесс развития импортозамещения и предпринимательской деятельности, включая реализацию социально значимых инициатив", — поделилась с "ДП" Елена Силина.
В связи с этим российский рынок фитнес-услуг пока дрейфует в минимальных значениях прироста. По мнению экспертов, фактически на сегодняшний день отсутствуют соответствующие экономические условия для взрывного развития рынка в целом, пока нет трамплина. Это доказывает исследование НФС по открытию новых проектов, которые в большинстве своём — с минимальным уровнем вложений.
Так, по итогам 11 месяцев 2023 года открыто 612 фитнес-объектов в России и закрыто 217 объектов. Среди новых проектов преобладает студийный формат — около 78% от общего количества, около 12% приходится на классические широкоформатные клубы без бассейна и всего лишь около 10% — на крупные многофункциональные объекты. По прогнозам НФС, к концу года совокупный объём выручки спортклубов может превысить докризисные 170 млрд рублей. При этом маржинальность очень низкая — в диапазоне 5-7%, это связано с увеличением расходной части на содержание фитнес-объектов в среднем на 23%.
Весь мир — спортзал
Пока импорт из дружественных стран не успевает перекрыть потребность в кардиооборудовании, а отечественное производство только набирает обороты, всё популярнее становятся фитнес-туры по стране. Они предполагают выезд с наставником за пределы города и проведение там тренировок и среди своих называются просто кэмпами. Можно уехать сёрфить на океанских волнах на Камчатку, уйти в горы делать присед или пойти на регату прямо в Финский залив.
По мнению Елены Силиной, секрет растущей популярности фитнес-туров в том, что клиентам важно не просто выполнить план по подходам, но и погрузиться в мир экстрима, провести время в лесу или на берегу моря, вдалеке от шума города и цивилизации. Побыть в компании единомышленников. Более того, выездные тренировки популярны в любое время года. Для каждого — готовится своя программа с акцентом на те или иные виды спортивной активности: от бега и плавания до йоги и горных лыж.
Например, один из пионеров организации выездных тренировок BackStage CrossFit имеет программу занятий вне зала, за что был отмечен премией "Национальный интерес" в номинации "За оперативное внедрение импортозамещающих проектов в фитнес-индустрии". Управляющая залом Вера Попретинская рассказала "ДП", как люди любят летом тренироваться на улице в красивых локациях:
“
Кэмпы дарят очень много впечатлений. Помимо тренировок мы всегда готовим интересную разностороннюю развлекательную программу. Например, этим летом мы показали участникам кэмпа Казань совсем с другой стороны. Даже те, кто бывал уже несколько раз до этого в городе, узнали и увидели новое. В 2024 году планируем снова в горы".
Впрочем, никто не отменял и онлайн-тренировки, когда человек вместе с тренером или самостоятельно может устроить фитнес-сессию там, где ему самому захочется. Пожалуй, онлайн можно назвать тем сегментом, который наименее зависим от импорта, а титанические усилия в поиске оборудования можно направить на упражнения с весом собственного тела.
"Если в пандемию коронавируса клубы проводили открытые тренировки через соцсети, для того чтобы сохранить клиентскую лояльность, то со временем эти услуги "вжились" в продуктовую линейку фитнес-клубов и стали гибридными, то есть совмещают форматы онлайн и офлайн. В среднем около 20% фитнес-клубов в России сейчас используют различные цифровые продукты, приложения и сервисы", — отмечают в фитнес-сообществе.
С этим согласна и управляющая BackStage CrossFit:
"Онлайн всё равно есть и будет. Никто не отменял отпуска, командировки и т. д. Люди, привыкшие к регулярным тренировкам, обязательно продолжают тренироваться дистанционно", — добавляет Вера Попретинская.