Новогодний стол обойдётся петербуржцам дороже, чем в прошлом году. Не только из–за выросших цен, но и потому, что люди стали более придирчиво выбирать продукты.
Эксперты Московской торгово–промышленной палаты (МТПП), опираясь на данные Росстата, подсчитали "индекс оливье". В Петербурге по сравнению с прошлым годом он вырос на 5,4%, до 542 рублей. В среднем по России показатель прибавил 8,8% и составил 509 рублей. По отдельным видам продуктов наблюдается высокая динамика цен.
"Стоит учитывать, что как год назад, так и сейчас уровень цен в Северной столице был выше, чем в целом по стране. “Индекс оливье” в Петербурге в 2022 году составлял 515 рублей, в среднем по России — на 10% ниже", — отметила заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова.
В этом году, как несложно догадаться, наибольший рост цен был зафиксирован на столовые яйца — на 22% в Петербурге и более чем на 40% в среднем по России. Кроме того, на 23% повысились цены на морковь, на 12% — на репчатый лук. Цены на майонез не изменились и остаются последний год стабильными. Снизилась стоимость картофеля — на 12% в Петербурге и на 10% по России. Самым дорогим ингредиентом в любимом новогоднем салате стала колбаса варёная. Её цена за 0,3 килограмма составила 167 рублей. По 99 рублей жители города потратят на маринованные огурцы и зелёный горошек.
Без мандаринов никуда
Эксперты оценивают рост цен на продовольствие год к году в Петербурге в среднем на 10–15%. "К Новому году я не прогнозирую резкого роста цен, их будут сдерживать благодаря ротации ассортимента, увеличенным объёмам продаж и большому количеству промоакций. Предполагаю, в следующем году цены будут также увеличиваться в пределах 10–15%, если не будет серьёзных событий, которые могут на это повлиять", — поделился с "ДП" прогнозом независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин.
Перед Новым годом многие аналитики оценивают ситуацию с ценами на популярные продукты. В этом году тенденции выявляются весьма неожиданные. Например, по словам представителей продуктового ретейла, категория fresh (свежие овощи и фрукты) подорожала в закупке на 60–80% год к году из–за скачков курса валют, логистики и общемировой ситуации в целом.
"Даже томаты, которые перешли из импорта в российские, тоже выросли в цене на 60%. Не стали дешевле и огурцы, несмотря на то что их производят в России. В открытом грунте проращивают малую долю овощей, в основном это тепличные культуры, которые потребляют много электроэнергии", — констатирует директор и совладелец торгового дома "РеалЪ" Александр Мышинский.
Апельсины, которые доставляют из ЮАР, подорожали в 2 раза. Раньше их везли через Европу, теперь — через Египет и Иран, из–за чего стоимость доставки сильно выросла, добавляет Михаил Лачугин. Главные новогодние фрукты, мандарины, по оценке эксперта, прибавили в цене чуть скромнее — около 30–50% за год. Но в случае с ними логистика поменялась не так уж сильно.
По данным Петростата, по состоянию на ноябрь 2023 года плодоовощная продукция в Петербурге подорожала на 6,9%, в том числе огурцы свежие — на 40,2%, помидоры — на 13,9%, бананы — на 5%, чеснок — на 4,9%. При этом те же апельсины, если сравнивать ноябрьские цены с октябрьскими, подешевели на 8,9%. Но вот если сравнить с декабрём 2022–го, то получается рост цен на 35,2%.
Из позитивных для покупателя тенденций эксперты выделяют то, что цена на икру лососёвую держится на прошлогоднем уровне. Тем не менее её стоимость всё равно довольно высока — около 6 тыс. рублей за килограмм.
Ассортимент не рассчитали
Если в последние пару лет эксперты говорили о сберегательной модели поведения покупателей, то теперь видят их потребность в широком ассортименте. Желая найти более качественный товар, люди готовы заплатить за него: спрос сместился из категории социальных цен в "средний плюс". Например, когда курица выросла в цене, вслед за ней подорожала свинина. При этом увеличилось потребление говядины, которая традиционно стоит дороже.
"В части кондитерских изделий у многих фабрик начиная с октября есть дефицит товара, поэтому отгружаются не все заказы. Спрос сейчас превышает предложение, которое, судя по всему, строилось на основе данных о прошлогодних продажах", — также указывает Александр Мышинский.
В канун Нового года жители Петербурга в основном покупают ингредиенты для традиционных новогодних салатов, рыбу, икру и колбасные нарезки, а также фрукты, соки и газировку. Спрос на данные товары сейчас растёт у всех, в том числе и у онлайн–площадок. Например, в пресс–службе Ozon рассказали, что продажи рыбы и морепродуктов, а также товаров бакалеи выросли в среднем на 40%, а овощей и фруктов — на 20%.
"При этом цены на многие товары остались практически на прежнем уровне (максимальный рост здесь — 5%), стоимость некоторых из них и вовсе снизилась по сравнению с прошлым годом — например, рыба сейчас обойдётся дешевле в среднем на 13%. Это связано в том числе со значительным расширением ассортимента", — добавили там.
В "Магните" поделились, что уже фиксируют рост спроса на вино, крепкий алкоголь, свежие овощи и рыбную гастрономию. Например, продажи рыбы относительно предыдущей недели в сети по Петербургу выросли на 70%, а овощей — на 60%.
В METRO отметили, что петербуржцы покупают товары длительного хранения (консервы, солёные огурцы, сельдь) впрок. Ещё один из трендов — интерес к необычным деликатесам, рыбе и морепродуктам, сырам, мясным нарезкам.
Оценить трезво
При подготовке к праздникам принято закупать и алкоголь. Как отметил Михаил Лачугин, в этой категории рост цен оказался наиболее резким.
По данным НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка", в ноябре 2023 года в городе на Неве средняя цена водки составила 817 рублей за литр, игристого — 511,2 рубля, креплёного вина — 828,29 рубля, пива — 170 рублей. Всего в ноябре было продано 1,15 млн литров вин игристых и шампанских, 3,1 млн литров обычных вин и 2,1 млн литров водки.
Как пояснил руководитель НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский, на цены на импортный алкоголь повлияли колебания курсов валют и удорожание логистики. "Кроме того, пить стали больше, потребление сконцентрировалось внутри страны, поскольку количество выездов за границу уменьшилось", — отметил эксперт.
В METRO, однако, добавили, что заметили повышение интереса к безалкогольным винам. "Если раньше в нашем ассортименте было всего несколько позиций, то сейчас более десяти, в том числе и халяль. Спрос на эту категорию растёт, и перед Новым годом тоже", — рассказали в пресс–службе.
В целом эксперты, с которыми пообщался "ДП", отмечают, что петербуржцы стали подбирать для себя более качественный рацион питания. Многие считают, что эта тенденция появилась ещё в начале пандемии, когда выросла потребность больше заботиться о здоровье.
По данным аналитиков экспресс–доставки "Перекрёстка", в январе–сентябре 2023 года в топ продуктов по предпочтениям вошли овощи, молоко, ягоды, курица, яйца, колбаса, сосиски, масло, сыр и свинина.
"Потребительская корзина отвечает правилам сбалансированного питания, которое доступно каждому. Главное, помнить про разнообразие продуктов и регулярно дополнять рацион, чтобы сделать его максимально полезным", — замечает по этому поводу нутрициолог Анастасия Кондаурова.