Чем занимаются внутренние коммуникации кроме организации ёлок и шашлыков для коллектива и как с помощью корпоративной культуры сэкономить на прибавках к зарплате?
Диалог дороже денег
Кризисные события последних лет резко подняли спрос на внутренние коммуникации в компаниях: коронавирусные ограничения, вопросы брони от мобилизации и общая тревожность вынудили даже самых оторванных от коллектива руководителей чаще выходить на контакт с сотрудниками. По оценкам экспертов, наиболее развиты внутренние коммуникации в банковской сфере, IT и ретейле — в тех отраслях, которые критично зависят от степени мотивации и настроя сотрудников на продуктивность. Однако и для других отраслей положительный эффект от внедрения корпоративной культуры будет не лишним.
В широком смысле внутренние коммуникации включают любые формы взаимодействия между сотрудниками. Однако эти процессы нельзя назвать системой, пока у них нет стратегии: все новости, мероприятия, рассылки должны соответствовать целям бизнеса, отражать миссию и ценности компании. Если сотрудник понимает, для чего, с кем и зачем работает, это облегчает адаптацию в коллективе и мотивирует его вставать по утрам в будни.
Скептику все эти разговоры о корпоративной культуре покажутся излишками нежности. Разве не проще повысить сотрудникам зарплату, не тратя средства на выпуск корпоративной газеты или очередной корпоратив? И теория, и практика показывают, что материальная мотивация помогает не всегда.
“
"Во-первых, работодатель не может постоянно повышать зарплату всему коллективу. Во-вторых, исследования показывают, что мотивационный эффект от прибавки к зарплате проходит максимум через 3 месяца, после чего новый уровень дохода воспринимается как само собой разумеющееся. Да, денег много не бывает, но у всех есть базовые потребности, после удовлетворения которых денежная мотивация имеет всё меньший успех", — комментирует Мария Реутская, эксперт по внутренним коммуникациям, доцент кафедры креативных индустрий НИУ ВШЭ.
Внутриком своими руками
Выбор каналов взаимодействия с аудиторией зависит от характеристик самой аудитории (и бюджета на корпоративную культуру): интернет-портал, корпоративное издание, каналы в мессенджерах, возможно, даже своё ТВ (подробнее см. таблицу). Успешно применимым инструментом может быть и архаичная стенгазета, если это соответствует возрасту и привычкам информационного потребления коллектива.
Важно определить стиль подачи любой информации, и поможет в этом грамотное позиционирование компании–работодателя. Стиль общения с коллективом — так называемый tone of voice — во многом соотносится со стилем руководства. Если топ-менеджменту более свойствен авторитарный и официально-деловой настрой, то неформальная шутливая подача и обращение на "ты" в письме почтовой рассылки будет смотреться неуместно.
Как должна выглядеть ваша компания в глазах сотрудников? Является ли она местом встречи единомышленников, готовых прийти друг другу на помощь и провести свободное время вместе? Или же общается с коллективом в официальном ключе, подчёркивая серьёзность и статусность их рабочего места? От имиджа компании также зависит, насколько вашему коллективу понравятся различные активности, такие как конкурсы детских рисунков или весёлые старты. Впрочем, если вы знаете, что большая часть сотрудников — семейные люди, которые любят выбираться на природу, такие инициативы будут восприняты вполне радушно. Универсальный совет звучит так: изучите портрет своего рядового сотрудника, его ежедневные задачи и распорядок дня — а затем решите, насколько активно компания должна вписаться в эту жизнь.
Отдельного внимания заслуживает выстраивание коммуникаций с удалёнными сотрудниками. В случае с ними закономерно сделать акцент на очных встречах. Например, отдельные IT-компании устраивают выездные спринты на природу, где в течение нескольких дней коллектив и работает, и вместе проводит досуг, и играет в командообразующие игры.
Рано или поздно перед собственником успешного бизнеса встаёт вопрос об отдельной штатной единице менеджера по внутренним коммуникациям. По словам экспертов HeadHunter, такой специалист нужен, если численность компании перевалила за 50 человек, а в больших компаниях на каждую 1 тыс. сотрудников необходимо два−три человека, которые будут отвечать за внутренние коммуникации. Таких специалистов можно поискать среди бывших PR–менеджеров, журналистов, социологов. Может ли руководитель исполнять обязанности внутрикома самостоятельно? Скорее всего, нет. Безусловно, каждый начальник по умолчанию задействует навыки коммуникатора на своём рабочем месте. Но полностью замкнуть на себя процессы выстраивания системы внутрикома чревато.
“
"Работа с внутренними коммуникациями не означает, что компания или руководитель становится для сотрудника нянькой. Внутриком решает другие задачи, как минимум — своевременно доносить необходимую информацию до сотрудников. Специалисты в данной сфере, можно сказать, помогают руководителю, забирая на себя часть его функционала по выстраиванию корпоративных связей и обеспечению лучшего климата в коллективе", — добавляет Мария Реутская.
Если всё же исполнять обязанности по внутренним связям с общественностью берётся отдельный человек, то, как правило, он входит в структуру HR-департамента или же подчиняется напрямую CEO. Иногда внутриком становится сотрудником PR-службы или отдела маркетинга. Причина такой вариативности — в разнообразии функций и инструментов, которые он применяет. Однако, как показывает практика, хорошего и стратегически мыслящего специалиста в этой сфере найти непросто.
Трансляция смыслов
В 2022 году консалтинговая группа "ЭКОПСИ" и сообщество InterComm провели опрос среди компаний с системами внутренних коммуникаций. Результаты исследования показали, что внутриком остаётся для бизнеса сервисом, а не стратегической функцией. "Большая часть актуальных задач внутрикома — пока информирование, а не работа со смыслами. Такое впечатление, что большинство корпоративных медиа "застряли" в тексте — интервью, инструкциях, статьях, лишь изредка подключая инфографику. Это дополнительный аргумент к перекосу в информирование: внутренние коммуникации бесконечно транслируют информацию, но системно не поддерживают изменений в поведении людей", — считают авторы исследования.
Результат работы внутрикома — не полиграфическая продукция, текст рассылки или фотографии с новогоднего корпоратива, а донесение правильных смыслов от руководства к сотрудникам и обратно. Выходит, что внутренние коммуникации — это про психологическое сопровождение рабочих процессов компании. Причём взаимовыгодное как подчинённым, так и начальству. К примеру, на любую форму обратной связи неподготовленный сотрудник может отреагировать негативно: "И так работы полно, ещё и опросы проходить?" Однако если за анализом результатов такого опроса последуют видимые изменения, то общение выстраивается быстрее и успешнее.
К созданию эффективной системы внутренних коммуникаций нужно подходить, как к любому другому проекту — пошагово. Общую инструкцию предлагает Алексей Клочков, руководитель HR-Tech компании Happy Inc.
1. Обозначить проблему
Идея по развитию системы внутренних коммуникаций, как правило, исходит от руководства или от части коллектива, столкнувшейся с какой–либо проблемой такого рода. Прежде чем начинать работу, необходимо выяснить у инициатора, какие стоят цели и какой результат планируется получить.
2. Провести анализ существующих процессов
Даже если в компании никто сознательно не занимался внутрикомом, это не значит, что его не существовало вовсе. Персонал же как-то общается, остаётся проанализировать как. Самый простой способ — провести опрос среди сотрудников. Выяснить, как они получают информацию внутри компании сейчас и насколько эти каналы эффективны. Далее стоит уточнить, какие поводы внутренней связи им были бы интересны: хотят ли они знать о личных достижениях коллег или можно ограничиться новостями компании.
3. Выбрать коммуникации
Выбор каналов и инструментов, которые наиболее полно соответствуют потребностям компании и сотрудников. Нужен ли вам, например, масштабный корпоративный портал или можно обойтись мессенджерами.
4. Разработать и воплотить стратегию
Важно также установить ясные правила и процедуры внутрикорпоративной коммуникации: например, определить ответственного за обновление информации на портале компании, установить правила оформления электронных писем и сообщений в чатах.
5. Оценить эффективность
Для этого можно собрать обратную связь, проанализировать статистику использования различных каналов. Если что-то не работает, необходимо внести коррективы и продолжать улучшать систему, подстраивая её под запрос своего коллектива.