Петербургские экоцентры закрываются из–за невозможности платить аренду. Спасти их могла бы поддержка крупных компаний.
В начале 2023 года в Петербурге насчитывалось 11 пунктов, куда горожане могли сдавать вторсырьё. Но в преддверии 2024 года их количество сократилось. Закрылись экоцентры "Переработкинская" и "Сборка". Эксперты сходятся во мнении, что подобных точек в городе катастрофически не хватает.
По мнению руководителя "Переработкинской" Александра Широбокова, в каждом районе Петербурга должно быть по одному экоцентру. Учредитель некоммерческой экологической организации "Зелёнка" Юлия Акимова считает, что экоцентры должны быть в каждом муниципальном образовании.
Неликвидный товар
“
"Конъюнктура рынка вторсырья нестабильна. Мы никогда не можем быть уверены, что завтра не закроется либо не изменит правила приёма очередной переработчик. В то же время наши складские площади сильно ограничены и мы не имеем возможности накапливать большой объём отходов", — говорит Юлия Акимова.
Цены на рынке вторсырья крайне волатильны и зависят от множества факторов, в том числе политических и экономических. Кроме того, переработчики заинтересованы работать с крупными поставщиками и принимать сырьё в промышленных объёмах. Экоцентры не могут обеспечить таких поставок.
"Если говорить про картон, нам сдают всё подряд: от маленьких упаковок до коробок от телевизоров. Переработчикам выгоднее работать с однородным сырьём", — объясняет Акимова.
С закрытием границ вся первичная целлюлоза, которая поставлялась в Финляндию и Европу, поступила на внутренний рынок и стоимость макулатуры упала в 2 раза. Поскольку цены на первичную и переработанную целлюлозу сравнялись, переработка стала невыгодна. То же самое произошло со стеклом, из которого делали минеральную вату и отправляли на экспорт. После закрытия границ стоимость стекла опустилась с 4 рублей до 50 копеек за килограмм. При этом стекло — тяжёлая фракция, а его доставка весьма дорогостоящая. Все заводы по переработке обычно располагаются на окраинах города или на территории Ленинградской области. Длинное логистическое плечо делает перевозку экономически нецелесообразной.
Как отмечает Юлия Акимова, 50% дохода "Зелёнки" составляют средства от сдачи рентабельных фракций вторсырья — полипропилена, ПЭТ, ПНД, макулатуры. Помимо их экоцентр принимает и нерентабельные материалы — тетрапак, чеки, плёнки, пластиковые карточки, зубные щётки, CD–диски и многое другое. Эти фракции организация накапливает и за свой счёт отправляет на переработку. Часть вещей, пригодных для повторного использования, направляется на благотворительность. Вторую часть дохода некоммерческой организации составляют пожертвования посетителей. Похожая картина и у "Переработкинской".
"Основную выручку в “Севкабель Порту” приносили примерно поровну три составляющие. Первая — пожертвования от физических лиц. Вторая — процент от продаж в нашем магазине, где продавались изделия, изготовленные из вторсырья, средства по уходу за домом, книги, одежда. Третья — реализация ликвидных видов вторсырья. От общего оборота собираемых материалов их 15%. Остальные 85% мы отдавали бесплатно и тратили деньги, чтобы доставить их переработчикам", — поделился Александр Широбоков.
Руководитель экоцентра "Сборка" СПб Александр Башкиров подтвержает, что только 20–25% выручки их экоцентра составляла сдача вторсырья. Вывоз материалов у юридических лиц приносил приблизительно 40%, а оставшиеся 35–40% — просветительские, выездные мероприятия и маркетинговые проекты с компаниями и брендами. Пожертвования приносили не больше 5%.
Найти себе место
В декабре 2023 года основатели экоцентра "Переработкинская" объявили о прекращении деятельности на территории "Севкабель Порта". Ежемесячный трафик этой точки составлял от 6 тыс. до 8 тыс. человек. Руководитель "Переработкинской" объясняет, что на этапе подготовки к открытию у экоцентра была иная модель. Компании–спонсоры, которые потенциально могли помочь с деятельностью экоцентра, ушли с российского рынка после февраля 2022 года.
Свой отпечаток также наложило закрытие и ограничение экспорта на некоторые виды материалов и, как следствие, падение цен на вторсырьё. Случился отток постоянных посетителей, регулярные пожертвования по подписке тоже просели.
"Так как проект был минусовой, у нас были постоянные задолженности по арендной плате и нам помогали некоторые благотворительные организации и частные спонсоры", — рассказывает Александр Широбоков.
С весны руководители экоцентра стали вести переговоры об отмене арендной платы с сохранением оплаты коммунальных услуг с управляющей компанией, но договориться не удалось.
"Мы не оставляем идею переехать в другое место. Сейчас идут переговоры с несколькими площадками. Хотелось бы остаться на Васильевском острове. Мы ищем исключительно тёплое помещение и с нулевой арендной ставкой", — говорит Широбоков.
Он отмечает, что в сложившейся ситуации помочь могла бы поддержка крупных брендов — в виде стабильных заказов на вывоз вторсырья, изготовление мерча и экологизацию бизнеса в целом.
Циклический процесс
"Самая большая проблема, с которой все сталкиваются, — аренда. Она уничтожает всю модель экоцентра. Получается замкнутый круг: дешёвое помещение можно найти только в промышленном районе или вдали от инфраструктуры, куда неудобно добираться. А если мы хотим большой трафик, нам нужна локация в центре города, где высокая арендная ставка", — говорит Александр Башкиров. Ещё одной причиной приостановки деятельности "Сборки" стало прекращение поддержки со стороны некоторых брендов из–за запрета на открытую маркетинговую деятельность. Разумеется, сказалось и падение цен на вторсырьё. "Даже вывоз ликвидных материалов перестал себя окупать. Но ситуация может выровняться. Процессы на рынке вторсырья носят циклический характер", — отмечает эксперт.
Александр Башкиров добавляет, что стоимость вторсырья зависит от объёма партии материалов, накопленных пунктом сбора. Из–за месторасположения в центре города у "Сборки" было небольшое помещение с ограниченной площадью для хранения. Поэтому экоцентр работал и с заготовителями, которые собирали вторсырьё большими партиями и отправляли переработчику.
"Сейчас есть тренд на улучшение: и запросов много, и спрос населения большой. Поэтому хотелось бы вернуться. Мы над этим активно работаем. Нам могли бы помочь программы по предоставлению помещений. Такие уже существуют, но помещения не всегда подходят под нужды экоцентра. В идеале это 200–300 м² с зонами приёмки и хранения вторсырья и пространством для мастер–классов. Также нам помогла бы поддержка брендов, которые могли бы включить нашу деятельность в свою экоповестку и открывать с нами экоцентры", — заключает руководитель "Сборки".