Петербург и Ленобласть спорят о том, какой проект важнее — платная широтная магистраль в городе или КАД–2 в области. Денег на оба может не хватить. "ДП" выяснил, кто заинтересован в каждом из них.
В конце января президент Владимир Путин провёл совещание по вопросам социально–экономического развития Петербургской агломерации, в ходе которого обсуждались приоритетные дорожные стройки региона — второй обход Петербурга (КАД–2) и Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД, она же Восточный радиус).
Мнения участников встречи разделились. Министр экономики Максим Решетников и губернатор Петербурга Александр Беглов осторожно попытались отстоять необходимость первоочередной реализации ШМСД, в то время как вице–премьер Марат Хуснуллин и глава Ленобласти Александр Дрозденко настаивали, что два проекта друг от друга неотделимы.
Какую дорогу построят раньше
ШМСД станет второй платной трассой, проходящей через Петербург, после Западного скоростного диаметра (ЗСД). Первый этап ШМСД — Витебская развязка, фактически являющаяся ответвлением ЗСД, должна открыться для автомобилистов уже в текущем году. Следующие очереди дойдут до КАД и, пересекая её, распадутся на два ответвления в сторону Всеволожского и Кировского районов Ленобласти.
Учитывая, что ШМСД будет проходить в плотной городской среде, в отличие от удалённого второго обхода, она сможет принимать большие потоки автомобилей, что делает проект "весьма окупаемым", пояснил Максим Решетников. Поэтому, считает он, оптимально было бы сдвинуть строительство второго кольца "вправо", отдав приоритет платной дороге.
Марат Хуснуллин в свою очередь, презентуя президенту трассировку КАД–2, объяснил, что прокладывать новое кольцо необходимо, так как текущая нагрузка на вылетные магистрали, прежде всего в восточном направлении, близка к критической. В то же время он согласился и с необходимостью строительства ШМСД, но однозначно в увязке с КАД–2.
"Если ШМСД выйдет только на КАД, мы получим частичный эффект. Если мы продлим КАД до КАД–2, то эффект будет совершенно другой", — настоял вице–премьер.
Позицию Максима Решетникова логично поддержал губернатор Петербурга Александр Беглов, отметив, что "если денег нет", то в первую очередь ресурсы надо направить на ШМСД. Его же коллега из Ленобласти Александр Дрозденко согласился с позицией Марата Хуснуллина.
Владимир Путин по итогам заседания остался нейтрален. Заслушав всех, президент поручил Кабмину и своему помощнику Максиму Орешкину за 2 недели проработать вопросы финансирования проектов.
По данным "ДП", сейчас Смольный, администрация Ленобласти и Кабмин активно работают в связке над поиском оптимального решения и ведут постоянные переговоры. Уже 2 февраля состоялось новое совещание по теме под председательством Марата Хуснуллина, в котором помимо глав Петербурга и Ленобласти приняли участие представители Минфина, Минэкономразвития и Росавтодора.
Судя по всему, выйти из противофазы руководителям агломерации пока не удалось. Александр Беглов в ходе дискуссии подчеркнул важность реализации ШМСД в первоочередном порядке, говорится в релизе пресс–службы губернатора.
При этом в своём телеграм–канале Александр Дрозденко отчитывается о начале исполнения поручения президента "о синхронизации проектов ШМСД и КАД–2". По его словам, в ближайшее время предстоит найти такие технические решения, чтобы "уйти от космических ценников концессионеров и реализовать проект в 2028 году".
Кто будет строить ШМСД
Благосклонность экономического блока правительства к Восточному радиусу вполне объяснима — у проекта уже сегодня существует понятная финансовая модель. Дорога возводится с помощью инструмента государственно–частного партнёрства. Строительством Витебской развязки занимается концессионер ЗСД ООО "Магистраль Северной столицы", 49% в котором принадлежит ООО "ВТБ Инфраструктурный холдинг".
Отрезки ШМСД в области (пятый и шестой этапы) будет строить ООО "Всеволожская концессионная компания", соответствующее соглашение сроком на 49 лет было подписано в декабре 2023 года. Компания принадлежит на 25,01% структурам банка "Россия" и на 24,89% — ВТБ. Остальная часть — в собственности ООО "Актив", принадлежащего четырём физлицам, бывшим владельцам "Института Стройпроект". "Актив" также владеет 11% генподрядчика Витебской развязки ООО "Пуск–Лимак–Север" (ещё 49% компании — у ООО "ВТБ Инфраструктурный холдинг" и 40% — у турецкой компании Limak).
Но следует понимать, что дорога строится далеко не полностью за частные средства. Например, из 40 млрд рублей, вложенных в Витебскую развязку, около половины пришлось на федеральные субсидии и инфраструктурный бюджетный кредит. Общая стоимость пятого и шестого этапов ШМСД сейчас оценивается в 110 млрд рублей, из которых внебюджетные деньги составят примерно 50 млрд.
Концессионер по основному и самому дорогому участку — от Витебской развязки до КАД, который будет включать в себя также новый разводной мост через Неву, — пока не определён. Но как рассказывал в середине января глава комитета по инвестициям Иван Складчиков, подписать соглашение планируется уже до конца 2024 года. Соединится с существующим кольцом новая скоростная магистраль, как ожидается, в 2028 году.
На фото: Строительство ШМСД в районе Благодатной улицы
Сколько будут строить КАД–2
По словам Марата Хуснуллина, спроектировать и построить КАД–2 можно в течение ближайших трёх с половиной лет. Вице–премьер в ходе совещания с президентом рассказал, что ГК "Автодор" уже подготовила технико–экономическое обоснование (ТЭО) проекта.
Фактически из 348,1 км второго обхода на новое строительство придётся только треть. ГК "Автодор" должен будет в два этапа проложить дугу от М–11 "Нева" до дороги А–121 "Сортавала". Остальные участки будущей КАД–2 уже существуют, но для интеграции в единое кольцо их предстоит реконструировать. Этим займётся по большей части Росавтодор и правительство Ленобласти. К слову, и Росавтодор, и ГК "Автодор" как раз курирует Марат Хуснуллин в качестве вице–премьера.
Но КАД–2, хотя и может в теории материализоваться меньше чем за 4 года, сегодня скорее остаётся "бумажным" проектом. Издание "Фонтанка" 26 января опубликовало возможный будущий облик второго кольца, однако, как рассказали "ДП" в ГК "Автодор", компания в рамках ТЭО подготовила три разных варианта трассировки. Пока решения об окончательной реализации дороги нет — в компании ожидают одобрений "сверху".
В плане экономики перспективы КАД–2 также сомнительны. В стратегии развития транспортной системы Петербурга и Ленобласти на период до 2030 года указывается, что эксплуатация кольца планируется на платной основе, что позволит минимизировать нагрузку на бюджет, однако официальные лица до сих пор конкретно не высказывались о том, как будет функционировать трасса.
Но даже если предположить, что за проезд по КАД–2 будут взимать деньги, трудно сказать, за сколько лет хотя бы частично получится окупить строительство. Как указал Максим Решетников, к 2032 году поток по ШМСД ожидается на уровне 100 тыс. автомобилей в сутки, тогда как по КАД–2 к 2040 году будут проезжать максимум 14 тыс. машин каждый день.