Суд принял к производству заявление о банкротстве АО "Машиностроение СВ" — одной из пяти "дочек" Северной верфи, чьи акции Генпрокуратура пытается изъять в пользу государства.
Это вторая попытка обанкротить "Машиностроение СВ", случившаяся за неделю до судебного заседания, где решение о передаче его акций государству может вступить в законную силу, и спустя полторы недели после отказа признать компанию банкротом по иску другого кредитора.
Эксперты полагают, что кредиторы хотят получить контроль над активами компании до того, как Генпрокуратура завершит процедуру национализации её акций.
Кто банкротит "Машиностроение СВ"
Петербургский арбитраж принял к производству заявление о признании "Машиностроения СВ" банкротом 1 февраля. Кредитор — бизнесмен из Амурской области Аркадий Алфёров — добивается банкротства "дочки" Северной верфи из–за долга 450 460 рублей, история появления которого в материалах судебного спора пока не опубликована. Заседание, на котором суд рассмотрит претензию по существу, назначено на конец марта.
Аркадий Алфёров не стал объяснять, почему из–за сравнительно маленького долга он пытается инициировать банкротство "Машиностроения СВ", вместо того чтобы предъявить иск о взыскании суммы. "Долг я приобрёл. Там долг–то небольшой… Кредиторов много. Задолженность небольшая, там даже говорить–то не о чем. Соответственно, рассчитываю, что однажды со мной рассчитаются и всё. Чем скорее это произойдёт, тем больше я буду рад", — заявил бизнесмен.
СПАРК связывает Аркадия Алфёрова с четырьмя петербургскими компаниями. Он владеет и руководит ООО "Скайлайн" (грузовые автоперевозки) и ООО "Эсайджи" (консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления). Сведения о финансовых показателях обеих компаний за 2022 год в СПАРК не указаны. Кроме того, Алфёрову принадлежат по 50% долей юридической компании "Афина" и специализирующегося на кадастровой деятельности ООО "Гарант–Кадастр" с выручкой 27 млн рублей за прошлый год.
Гендиректор "Машиностроения СВ" Константин Булин комментировать принятое судом к рассмотрению заявление Аркадия Алфёрова о банкротстве компании не захотел.
Восемь кредиторов на одну "дочку"
На сегодняшний день портал "Электронное правосудие" зарегистрировал восемь желающих обанкротить "Машиностроение СВ". Суммы всех претензий не опубликованы, самым крупным кредитором можно считать пока МИФНС–19, которая требует 104,2 млн рублей налоговой задолженности. Остальные кредиторы — физлица, среди них одно уже попадало в медийное пространство. Это Александр Кряжев, которому, по данным Государственного информационного ресурса финансовой отчётности, к началу 2022 года принадлежало 29% акций АО "Антал СВ".
Владельцем 41,5% "Антала СВ" госресурс называет Тимура Абдурахманова — того самого, у которого Генеральная прокуратура пытается изъять в пользу государства акции четырёх "дочек" Северной верфи: "Машиностроения СВ", "ЭФеС СВ", "Инструмента СВ" и "Нивы СВ". Около 30% акций "Машиностроения СВ", в попытке обанкротить которое Александр Кряжев принимает участие, у ООО "НПО “Топаз”" (50% у Тимура Абдурахманова).
До октября 2023 года Александр Кряжев возглавлял принадлежащее Тимуру Абдурахманову ООО "Мортранс" — оно тоже банкротится по инициативе ярославского бизнесмена Владимира Зеленова. В 2019 году тот приобрёл у "Мортранса" танкер, развалившийся по пути из Петербурга в Ярославль, суд признал вину в происшедшем "Мортранса", взыскал с него почти 9 млн рублей, но "Мортранс" не расплатился.
Возглавляет "Антал СВ" Алексей Кряжев — надо полагать, брат Александра. Алексей Кряжев возглавляет также АО "Инструмент СВ", чьи акции Генпрокуратура пытается национализировать. Сумма претензий Александра Кряжева к "Машиностроению СВ" пока не опубликована. Александр Кряжев от комментариев отказался, сославшись почему–то на законодательство о персональных данных.
"Дочка" оказалась с приданым
Из восьми заявлений об участии в банкротстве "Машиностроения СВ" суд пока рассмотрел по существу одно — предпринимателя Константина Чеботарёва. Право истребования 410 тыс. рублей он, как и Аркадий Алфёров, перекупил у другой компании, выигравшей у "Машиностроения СВ" соответствующий арбитражный спор. 24 января суд отказался признать "дочку" Северной верфи банкротом по заявлению Константина Чеботарёва, но несколькими месяцами ранее "Машиностроение СВ" попыталось оспорить определение суда о принятии к производству его заявления. Ничего не вышло, зато впервые в публичном пространстве появились сведения о стоимости активов этой "дочки" Северной верфи. "Отсутствуют основания для введения процедуры банкротства, поскольку рыночная стоимость объектов недвижимости общества оценивается в 1 005 905 000 рублей", — заявил суду представитель компании.
"Машиностроение СВ" — единственная на сегодняшний день из пяти подвергшихся процедуре национализации "дочек" Северной верфи, которую пытаются обанкротить. Если посмотреть финансовую отчётность СПАРК, видно: "Машиностроение СВ" ещё и самая успешная "дочка" — её выручка за 2022 год составила 147,2 млн рублей. Выручка "Инструмента СВ" составила 72,6 млн, "Нивы СВ" — 34 млн, но обе компании инициировали процедуры самоликвидации. Выручка "ЭФеС СВ" составила в 2022–м 3,1 млн, у "Норд–Веста СВ" выручка за позапрошлый год не указана.
Результат неочевиден
Владелец производящего дизельные электростанции ООО "Ленинградский завод точного машиностроения" (ЛЗТМ) Валерий Азарко полагает, что в данной ситуации осмотрительность следует проявить руководству "Машиностроения СВ" и самим кредиторам.
"Считаю важным обратить внимание на два основных момента. Во–первых, насколько объективна история возникновения кредиторской задолженности, иными словами, не “нарисована” ли она с целью получения контроля над предприятием и его активами. Второе — если задолженности окажутся сомнительными и попадут в управление государством, клубочек размотают, выяснится, что задолженностей быть не могло, и спросят за сговор с бывших руководителей национализированной компании и представителей её кредиторов", — говорит владелец ЛЗТМ.
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов полагает, что в случае запуска процедуры банкротства "Машиностроения СВ" последствия изъятия его акций Генпрокуратурой могут оказаться ограниченными.
"Законодательство о банкротстве в определённой степени конкурирует с корпоративным. Если компания попадает в банкротство, назначается арбитражный управляющий и образуется комитет кредиторов. Именно они определяют ключевые вопросы деятельности предприятия, в том числе связанные с его имуществом, а не собственник или директор. При определённом сценарии назначенный государством после получения акций "Машиностроения СВ" директор может оказаться вовсе отстранённым от управления компанией. Не случайно возникают нешуточные споры о том, кто и в каком объёме вправе претендовать на статус кредитора, а предприниматели перекупают друг у друга долги банкротящихся предприятий. Это нормальный, предусмотренный законом процесс, хотя и рискованный ввиду неочевидности результата. В данном случае риски кредиторов усилены тем, что на актив обратило свой взор “государево око” в лице Генпрокуратуры…" — отмечает эксперт.
Досье:
В декабре 2023 года Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области удовлетворил пять исков Генпрокуратуры РФ об отмене итогов приватизации и изъятии в пользу государства акций "дочек" ПАО «Судостроительный завод "Северная верфь»": акционерных обществ "Норд–Вест СВ", "Машиностроение СВ", "ЭФеС СВ", "Инструмент СВ" и "Нива СВ". Ни одно из решений не вступило пока в законную силу — сторонам предстоит встретиться в апелляционном суде. Сама Северная верфь входит в государственную
Объединённую судостроительный корпорацию
.