Заместитель председателя правления Setl Group Наталья Луговская рассказала "ДП", сложно ли женщине быть руководителем важнейшего подразделения крупного строительного холдинга, как добиваться успеха и работать так, чтобы оставалось время на семью, хобби и путешествия
Холдинг вот уже много лет неизменно занимает первую строчку по объёму продаж строящегося жилья в Петербурге и пригородах, в 2023 году он опять в лидерах. Как вам удалось так выстроить систему продаж в компании?
— Главное, что мне удалось, — это собрать прекрасную команду. В нашей компании работают люди, которые являются профессионалами своего дела с большой буквы.
Все эти годы мы формировали сильный бренд, которому доверяют. Считаю, что помимо очевидных преимуществ — таких как локация, инфраструктура, транспортная доступность, концепция проекта — покупатель выбирает именно бренд. Имя и репутация застройщика, брокера играют ключевую роль в принятии решения. Покупатель должен быть уверен, что он вовремя получит ключи от своей квартиры в современном качественном доме.
"Петербургская недвижимость" как брокер продаёт квартиры не только застройщика Setl Group, но и других девелоперов. У нас в портфеле объекты уже более 80 застройщиков. Расширение агентской сети, региональных партнёров, развитие сервисов — это инструменты, которые позволяют нам поддерживать продажи на высоком уровне и быть ближе к покупателю. На каждом участке, которым я руковожу, стоят эффективные управленцы, и вместе мы добиваемся высокого результата, это коллективная заслуга.
Наталья Луговская
Для того чтобы с успехом привлекать клиентов, недостаточно развивать исключительно продажи и рекламу: необходимо создавать такой продукт, который будет привлекательным для покупателей. Как у вас получается "попасть" в спрос, что для этого реализуется в Setl Group?
— Мы активно следим за трендами в недвижимости, посещаем "передовые" регионы, анализируем лучшие практики, проводим много исследований. Например, когда мы создавали наши детские площадки SetlKids, то вместе с психологами на протяжении полугода изучали то, что нужно детям различных возрастов. После этого мы разработали такое оборудование, которое не просто будет интересным, но и подойдёт ребятам для гармоничного развития.
Концепцию площадок SetlSport мы формировали совместно с ведущими спортивными консультантами с учётом потребностей будущих жильцов. Плюс мы проводим много опросов среди наших клиентов и внедряем инновации, которые улучшают продукт.
Раз уж мы заговорили про маленьких жителей домов, которые строит ваш холдинг, нельзя не спросить и про школы. Я знаю, что у вас в компании разработали новый подход к их развитию. Можно об этом поподробнее?
— То, что мы пришли к новому подходу, к развитию школ, — наше большое достижение. Не каждый застройщик может позволить себе создавать в своих проектах необычные школы, не у всех есть возможности не просто построить здание, но ещё и сделать процесс обучения в нём максимально современным и инновационным. Наш стандарт получил название "Лицей Setl". Сейчас мы как раз строим такой лицей в составе жилых комплексов "Сенат" и "Титул" в Московском районе. Новые подходы будут распространяться на три основные составляющие. Первая — архитектура, вторая — внутреннее пространство, третья — сам учебный процесс.
Учебный процесс необычен тем, что в нём помимо учителя появляется такой специалист, как тьютор. Это тот человек, который выявляет способности каждого конкретного ребёнка и, отталкиваясь от них, начинает строить максимально эффективный и полезный образовательный процесс. Система нацелена на то, чтобы на выходе ребёнок не только получил академическое образование высокого уровня, но и смог бы применить выявленные у него таланты именно в той профессии, где он может стать наиболее успешным. Также важной единицей в этой структуре будет психолог, который поможет создать атмосферу, чтобы ребёнку было интересно учиться. И такая команда специалистов как раз поможет прийти к намеченной цели. Я очень жалею, что мой ребёнок уже слишком большой, было бы здорово, если бы он мог пройти весь этот путь.
Первый лицей Setl будет сдан в 2025 году. Следующий появится в 2026–м в Univer City в Пушкинском районе, и потом ещё два — в "Парадном ансамбле" на Пулковском шоссе и в "Городе звёзд" в Новосаратовке. В дальнейшем лицеи Setl будут строиться во всех наших крупных проектах. Параллельно у нас ведётся работа по созданию команды учителей, тьюторов и психологов, которые будут в них работать.
По последней статистике, женщин среди покупателей становится всё больше с каждым годом. Вы свои стандарты разрабатываете с учётом этого? Или женщинам и мужчинам для комфортной жизни необходимо одно и то же?
— Женщин в принципе больше, чем мужчин. Соответственно, и покупателей среди них больше. Если жильё приобретается для совместной жизни женщины и мужчины, то мнение прекрасного пола действительно часто играет решающую роль. Как показывает наша практика продаж, женщины более требовательны. И, в отличие от сильного пола, чётко понимают, какая квартира им нужна. А мужчины в итоге соглашаются.
Что ещё интересно: в последнее время становится всё больше покупателей, которые приобретают квартиру для проживания только одного человека. Семейных пар гораздо меньше. Поэтому наиболее востребованы компактные квартиры, а доля трёх– и четырёхкомнатных у нас в продажах небольшая. Так, по итогам 2023 года 70% в структуре спроса заняли однушки площадью 31–36 м2 и студии метражом 24–25 м2.
Если в целом говорить о портрете нашего покупателя, то отмечу, что доля покупателей из регионов у нас иногда доходит до 46%. Приезжие в основном приобретают однокомнатные квартиры площадью около 37 м2 и крайне редко рассматривают студии — для них это всё ещё непривычный продукт. Петербуржцы в свою очередь чаще всего покупают именно студии, реже — однокомнатные и двухкомнатные.
Setl Group, по данным аналитиков, в 2023 году лидировал по объёму вывода нового жилья на рынок Петербурга и пригородов. C чем это связано, что это за проекты и где они располагаются?
— Адресная программа холдинга сформирована уже до 2050 года, темпы ввода в эксплуатацию мы планируем поддерживать на уровне 1 млн м2 в год. Это позволяет нам сохранять лидерство как по объёмам строительства, так и по выводу на рынок новых объектов.
Всего за 2023 год мы вывели на рынок 460 тыс. м2. Это новый жилой комплекс "Титул" в Московском районе и следующие очереди уже строящихся крупных проектов.
В этом году у нас уже стартовали продажи в двух новых проектах. Первый — "Астра Континенталь" в Невском районе. В корпусе, обращённом на проспект Обуховской Обороны, будут представлены квартиры с террасами, с которых открываются панорамные виды на Неву. Здесь будет построена вся необходимая инфраструктура, появится благоустроенная территория общей площадью более 30 тыс. м2, включая масштабный парк "Город спорта".
Второй — комплекс высокого комфорт–класса "Бионика Заповедная" в Приморском районе, расположенный рядом с парком и в окружении трёх озёр. Треть площади квартала — целых 2,3 га — займёт собственный всесезонный парк.
Также в этом году мы начали строить последний корпус ЖК Pulse Premier на Октябрьской набережной с видами на Неву. Таких мест в нашем городе остаётся всё меньше, спрос на них копился долгое время.
А какие локации будут развиваться?
— Перспективы существенно зависят от градостроительной политики города: недавно утверждённый генплан определил развитие Петербурга до 2050 года. При формировании стратегии перед девелоперами всегда стоит выбор. Можно выходить за существующие границы города и осваивать там новые территории. Или находить резервы для нового строительства в развитых районах Петербурга, в частности — пойти по пути редевелопмента.
Если говорить о массовом освоении территорий и возведении новых масштабных проектов комфорт–класса, перспективны локации, расположенные за КАД. Это Пушкинский район города, где мы строим ЖК Univer Сity; территория Московского района в зоне Пулковского шоссе; областные локации — в частности, Новосаратовка, где возводится микрорайон "Город звёзд". В целом развитие в последнее время сосредоточено на юге города и в пригородах южного направления.
На бывших промышленных землях активно строятся жилые комплексы и кварталы с полноценной инфраструктурой. Благодаря проектам редевелопмента продолжит развиваться Невский район, где идёт активное освоение как левого, так и правого берега Невы. В Выборгском районе между Сосновкой и Удельным парком можно выделить редевелопмент масштабной территории завода "Светлана". В районе между станциями метро "Чёрная речка" и "Лесная" под жилое строительство также активно осваиваются бывшие земли разных предприятий. Застраиваются территории и в Петроградском и Василеостровском районах, а также в локациях, приближенных к центру, — участки Лиговского и Московского проспектов, территории, тяготеющие к ним.
Возвращаясь к теме прекрасного пола: согласны ли вы с тем, что женщинам сложнее работать в строительстве и недвижимости? Насколько в этой отрасли сильны стереотипы?
— Я бы сказала по–другому. Дело не в конкретной сфере, не в строительстве и недвижимости. Я люблю работать с мужчинами, но женщины мне кажутся более собранными, ответственными и менее предрасположенными к различным эмоциональным переживаниям. В строительном блоке Setl Group ещё лет десять назад работали практически одни мужчины. А сегодня — уже 50 на 50, и женщины успешно справляются и с такими задачами. В продажах у нас традиционно большинство — это женщины.
Расскажите, как вы сами попали в эту сферу. Тяжело ли было соревноваться за лидерство с честолюбивыми мужчинами?
— Я попала в эту сферу в 2001 году, и уже 23 года как я работаю в нашем холдинге. Удалось застать практически самое начало компании, все сложности и успехи мы прожили вместе. По поводу соревновательности — у нас создана такая "экосистема", что этого просто нет. Наоборот, мы ищем таланты, активных людей. Если человек чувствует, что он хочет и может улучшить что–то в работе компании, то все двери для него открыты.
С учётом того, что рынок недвижимости в России сформировался сравнительно недавно, 30–летие Setl Group и "Петербургской недвижимости" — серьёзная дата. Какие переломные моменты в жизни компаний вы бы отметили и какие видите перспективы?
— В 1995 году, когда наша компания построила свой первый дом на Белорусской улице, стратегии в продажах были не особо нужны — люди сами уже стояли в очереди и быстро раскупали квартиры. В 1997 году, когда наши объёмы строительства ещё не были такими впечатляющими, руководство пришло к выводу, что нам мало продавать только квартиры в собственных домах. И мы начали реализовывать наряду с нашим жильём объекты других застройщиков. Поначалу такая схема вызывала у всех удивление, ведь это наши конкуренты. Но время показало успешность такой стратегии. Сейчас брокеридж для нас — перспективное и важное направление. По итогам IV квартала 2023 года в структуре продаж "Петербургской недвижимости" доля сторонних застройщиков составила 36%.
Плюс продажа объектов других компаний даёт нам возможность видеть и знать весь рынок. И понимать, что нужно покупателю, чтобы самим создавать востребованные проекты. А другие застройщики в свою очередь воспринимают нас не как конкурентов, а как экспертов в этой области.
Также важным моментом для развития нашей компании, на мой взгляд, стало появление новых направлений помимо брокериджа: создание агентства недвижимости на вторичном рынке, проекты загородного строительства и выход в регионы. Ключевым стало объединение всех направлений бизнеса под брендом Setl Group в 2006 году. В 2013 году мы сдали свой первый миллион квадратных метров. И запомнился 2016 год, когда мы стали вторыми по объёму строительства в стране: ведь это среди сотни девелоперов по всей России!
Недавно под вашим началом состоялось объединение двух важнейших направлений работы "Петербургской недвижимости" — первичного и вторичного рынков. Для чего это было сделано и как вы оцениваете сейчас правильность этой коллаборации?
— Поскольку мы являемся лидером по продаже недвижимости на первичном рынке, было принято решение перенести все технологии и разработки, которые мы используем в наших сервисах, на вторичный рынок. После того как мы объединились, быстро добились отличных результатов. Если клиент продаёт квартиру на вторичном рынке, то часто он тут же покупает себе новую на первичном. Таким образом, мы можем успешно продавать первичку не только покупателям, пришедшим "с нуля", но и вчерашним владельцам вторички. Самое главное, что это удобно клиентам, ведь работа идёт по принципу "одного окна".
Через какое–то время и квартира, купленная у нас на первичном рынке, тоже становится вторичкой. И клиент вновь приходит к нам, чтобы её продать и купить другую. Сейчас доля повторных покупок у нас 35%. И если люди приобретают вторую квартиру, то, как правило, возвращаются к нам и в третий, и в четвёртый раз.
Как вам удаётся сочетать напряжённую работу во главе важнейшего направления в Setl Group и личную жизнь? Остаётся ли время на семью и хобби?
— Мы всей семьёй занимаемся большим теннисом, я совершенствуюсь в испанском языке и люблю путешествовать. Из недавних путешествий могу порекомендовать Индию. Там тепло, хорошо, можно совместить пляжный отдых и просмотр прекрасных городов: Дайпур, Джайпур, Агра, Варанаси… В общем, стараюсь сохранять такой хороший баланс между личной жизнью и работой — и то и другое заряжает позитивной энергией.
Хочу поздравить вас с наступающим праздником 8 Марта: весеннего настроения, успехов во всём и тепла в вашем доме! А что бы вы хотели пожелать нашим читательницам?
— Хочу пожелать, чтобы у читательниц была интересная и любимая работа, которая давала бы им силы, энергию, бодрость, где они бы реализовывали себя, свой творческий потенциал, все свои планы и мечты. Ещё хотелось бы пожелать каждой женщине, чтобы рядом был мужчина, который бы её поддерживал, заботился и был действительно надёжным другом и товарищем.