За последние 4 года произошло несколько ключевых событий, которые отразились на развитии в России proptech–решений — инструментов для цифровизации индустрии недвижимости. Началось всё с пандемии коронавируса. Именно в 2020 году необходимость цифровизации для участников рынка стала очевидна.
Сдвинули с места
"Рынок недвижимости очень инертен в том, что касается цифровизации. И до 2020 года, пока в отрасли всё шло как по маслу, об этом мало кто задумывался. Брошенные пандемией вызовы многократно увеличили значение proptech. Высокая технологичность решений позволяет сделать бизнес–процессы эффективнее, а значит, увеличить доходность, даже если отрасль или вся экономика не показывает значимого роста", — считает руководитель Proptech Solutions Роман Блонов.
Как подсчитали аналитики Smart Ranking, в III квартале 2023 года объём рынка российского proptech составил 3,1 млрд рублей (по сумме выручки крупнейших 60 компаний страны). Лидируют следующие направления: технологии строительного контроля и планирования бюджета (988,9 млн рублей), сервисы по проектированию и планировке пространств (678,4 млн рублей), сервисы закупок (587 млн рублей) и умные здания (488,5 млн рублей).
"В России в сегменте недвижимости представлено более 800 цифровых решений и порядка 500 стартапов. Оборот рынка proptech составляет 31,2 млрд рублей. На проектирование приходится 22%, на строительство — 21%, а на управление и эксплуатацию — 35% от всего объёма. Оставшиеся 22% занимают решения для маркетинга и продаж", — делится альтернативными подсчётами генеральный директор сети коворкингов и гибких офисов Page Мария Сумарокова.
Она отмечает, что цифровизация даёт возможность девелоперам больше заработать. "Мы видим это на смежных рынках и понимаем, что серьёзный бизнес в сегменте шеринга недвижимости (коворкинги, апарт–отели) без хороших цифровых платформ не построить. Эффективно управлять такими пространствами без цифровизации просто невозможно", — подчёркивает эксперт.
Управление пространством
Проникновение технологий происходит неравномерно — в сегменте жилой недвижимости цифровизация продвигается более активными темпами, спрос на неё там выше. Но для рынка коммерческой недвижимости также есть перспективные ниши, уверена Сумарокова. Она считает, что к вопросу внедрения proptech нужно относиться рационально.
"Самое важное для нас с точки зрения цифровизации сегодня — простая и понятная платформа для управления коворкингами. Это то, без чего коворкинг не сможет стать доходным бизнесом. Мы анализировали все представленные на рынке решения, но идеально подходящего под наши задачи не нашли. Одни были слишком дорогими и сложными с массой ненужного функционала, другие не давали той прозрачности доходов–расходов и заполняемости, которые важны инвесторам в коворкинги", — рассказала она.
Именно поэтому в Page решили дорабатывать свою IT–платформу, которая станет стандартом управления для всех коворкингов сети — как собственных, так и тех, что открываются по франшизе. Акцент будет на самых важных функциях — это приём платежей и связь с 1С, автоматизация клиентской базы, максимальная прозрачность доходности объекта для собственника 24/7, а также бронирование рабочих мест и переговорных.
"В основном цифровые решения для управления объектами ориентированы сегодня на эксплуатацию (66%) и аренду (33%). Только около 1% — на управление пространствами. Мы видим хорошие перспективы в цифровизации этого направления. Такой запрос есть и у нас, и у коллег по рынку гибких офисных пространств. Но потребность именно в разумных и простых решениях", — заключает Сумарокова.
Фабрика стартапов
Девелоперы сегодня становятся своего рода "фабриками стартапов". Они создают новые бизнесы, не связанные со стройкой напрямую. Их цель — предложить новые полезные сервисы клиентам, найти свежие цифровые решения для самих себя. А попутно немного заработать.
"Один из примеров — фонд MR Ventures, девелопер MR Group. Фонд размером $50 млн сосредоточен не на отдельном бизнесе, а на развитии стартапов в сфере разработки инновационных материалов, оборудования, автоматизации процессов, инвестиционных платформ и технологий big data", — рассказывает директор Стартап–центра СПбПУ Александр Гаврюшенко.
Одним из отличных примеров, по словам Гаврюшенко, является Mighty Buildings: компания привлекла $60 млн и вошла в рейтинг самых успешных в 2021 году proptech–стартапов от всемирно известного акселератора Y Combinator. Команда проекта развивает технологии по печати домов на 3D–принтере, а также искусственный интеллект, высчитывающий оптимальную стоимость аренды.
Роман Блонов замечает, что в последние 2 года объём инвестиций в proptech снизился. Однако тот факт, что часть западных компаний покинула российский рынок, дал возможность российским стартапам сделать качественный рывок и занять освободившиеся ниши. "Уход Booking оказал огромное влияние на развитие систем бронирования отелей. Booking был монополистом, устанавливал свои правила игры, а сейчас на рынке конкурируют и развиваются несколько компаний, делая его более интересным, привлекательным и качественно другим", — приводит пример эксперт.
Государственный стимул
"Proptech–технологии в России могут отставать от других стран из–за нехватки инвестиций, медленного темпа цифровизации и бюрократических препятствий. Однако в последнее время ситуация начинает меняться, в том числе за счёт искусственного интеллекта", — комментирует основатель группы IT–компаний PMP и экосистемы для IT–стартапов ITMyHub Николай Подолян. По его словам, на рынке России есть определённый выбор оборудования для proptech, но многие компании сталкиваются с недостатком финансирования.
Руководитель отдела backend–разработки IT–компании SimbirSoft Илья Фомичёв говорит, что большинство девелоперов ждут действий от первопроходцев и крупных игроков рынка, для которых инвестиции в proptech будут не критичны. "Пионеры, которые уже используют в работе новые подходы, имеют все шансы обогнать конкурентов и захватить львиную долю рынка. Согласно мировой статистике, после внедрения современных решений компании показывают ежегодный рост в размере 20–30%. Proptech стал драйвером роста на фондовых биржах", — отмечает он.
Руководитель проекта "Контур.Недвижимость" Константин Ташлыков говорит, что драйвером цифровизации сферы недвижимости стало и государство, в частности Росреестр. Всё чаще делаются заявления о том, что банки, застройщики, а затем и агентства недвижимости должны передавать документы в ведомство в электронном виде.
"Ведомство сейчас обрабатывает электронные заявки на регистрацию быстрее, чем бумажные. В некоторых регионах тестируется даже экспресс–регистрация за сутки. Не так давно вступили в силу поправки в законодательство, и теперь застройщики могут регистрировать право собственности на дольщиков без доверенности. Так, после передачи ключей они могут отправить пакет заявлений сразу на несколько квартир", — рассказывает Ташлыков.