Швейцарская IQAir на днях опубликовала Всемирный отчёт о качестве воздуха за 2023 год. Россия в нём выглядит очень достойно, а Петербург — ещё лучше.
Основным показателем качества воздуха в исследовании IQAir выступает концентрация мелкодисперсных аэрозольных частиц диаметром до 2,5 микрона — ТЧ2,5. Она измеряется в микрограммах на кубический метр (мкг/м3). Эти частицы являются одним из шести распространённых поллютантов, которые контролируются и регулируются природоохранными службами.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), загрязнение воздуха является причиной примерно 7 млн преждевременных смертей ежегодно. Воздействие частиц ТЧ2,5 приводит к появлению ряда заболеваний, в том числе астмы, рака, инсульта, диабета, и усугубляет их. Повышенные уровни мелких частиц могут ухудшить когнитивное развитие детей, привести к ухудшению психического здоровья.
Антропогенные источники ТЧ2,5 преимущественно связаны со сжиганием топлива в двигателях, промышленными процессами, выработкой электроэнергии, сжиганием угля и древесины, сельскохозяйственной деятельностью и строительством. Природными источниками этих частиц являются пыльные бури, лесные пожары и песчаные бури. Таким образом, содержание мелкой пыли — это лакмусовая бумажка как антропогенных, так и природных процессов, влияющих на качество воздуха.
Где самый чистый и самый грязный воздух
Для составления отчёта были проанализированы данные с 30 тыс. станций мониторинга качества воздуха в 7 812 населённых пунктах 134 стран. Россия, согласно отчёту, оказалась на 94–м месте — между Испанией и Канадой. Учитывая, что загрязнение в рейтинге уменьшается по мере увеличения порядкового номера, это, безусловно, хороший показатель.
К слову, самый грязный воздух в Бангладеш, Пакистане и Индии. Эти страны возглавляют рейтинг. В самом низу списка находятся Исландия, Маврикий и Французская Полинезия.
В рейтинге столиц, состоящем из 114 городов, Москва занимает 81–е место с показателем 10,4 мкг / м3. Её соседями по уровню загрязнённости воздуха являются Берлин и Париж. Самый плохой воздух в следующих столицах: Индии — Нью–Дели, Бангладеш — Дакке и Буркина–Фасо — Уагадугу. А самый чистый — в австралийской Канберре, новозеландском Веллингтоне и Сан–Хуане (Пуэрто–Рико).
Санкт–Петербург с показателем 7,0 мкг / м3 относительно рейтинга столиц мог бы занять место между городом Вадуц (Лихтенштейн, 100–е место) и столицей Бразилии Бразилиа (101–е). При этом, согласно статистике IQAir, в городе на Неве наблюдается положительная динамика качества воздуха. В 2019 году показатели были чуть хуже — 7,6 мкг / м3.
Стандарт содержания частиц ТЧ2,5 в соответствии с рекомендациями ВОЗ — менее 10 мкг / м3, его достигли только 9% городов мира.
Откуда были получены данные
По информации IQAir, для рейтинга использованы как официальные данные государственных структур, так и сведения с датчиков, установленных частными компаниями. Доступность данных иногда затруднена, признают авторы отчёта. Некоторые страны не включены в рейтинг за 2023 год из–за отсутствия общедоступных данных. Речь об африканских Чаде (в 2022 году возглавившем рейтинг загрязнённости воздуха) и Судане (12–е место в 2022 году), а также Иране (21–е место в 2022–м).
В отчёте подчёркивается, что датчики (особенно частные) могут быть подвержены аномалиям данных, возникающим из–за производственных дефектов или кратковременных нарушений окружающей среды. Такие аномалии проверяются отдельно и, как правило, изолируются перед добавлением данных в статистику.
Что касается самой IQAir, то это компания — производитель систем очистки воздуха. Судя по деятельности IQAir, её основатели воспринимают свою работу не просто как бизнес. Дело в личностном аспекте. В середине прошлого века один из основателей фирмы — Манфред Хаммес, будучи больным хронической астмой, заметил, что после установки изобретённого им фильтра для очистки воздуха от сажи у него сократилось количество зимних приступов. Поэтому в настоящее время параллельно с вопросом очистки воздуха компания ведёт собственный мониторинг атмосферы.
Можно ли верить этим результатам
Данные о том, что воздух Санкт–Петербурга сравнительно чистый, возможно, плохо согласуются с личными наблюдениями горожан. Каждую весну петербуржцы страдают от пыльных бурь, да и транспорта в городе с годами меньше не становится.
Но дело здесь в особенностях восприятия. Человек видит дым и чувствует неприятный запах, но не ощущает вредные вещества или радиацию. Соответственно, инструментальный метод определения качества воздуха намного точнее личных впечатлений.
Впрочем, любая модель утрирует реальность в большей или меньшей степени. В частности, ТЧ2,5 не учитывает вещества, попадающие в измеряемый диапазон, газы и тем более воздействие беспокоящих запахов. Однако из возможных вариантов использование в качестве индикатора ТЧ2,5 можно счесть наиболее оптимальным как минимум потому, что данный показатель не связан с химическим составом веществ и охватывает всю палитру негативных антропогенных и природных воздействий. В противном случае провести аналогичный по географическому охвату и качеству сравнительный анализ было бы трудно. Каждое вещество имеет свою специфику распространения, воздействия и изученности, а для мониторинга в мировом масштабе надо опираться на универсальный маркер загрязнённости.
Кроме того, благодаря дождливому климату петербургский воздух действительно постоянно самоочищается от значительного числа частиц ТЧ2,5. Пылинки становятся ядрами конденсации влаги, которой у нас с избытком. И при выпадении осадков поллютанты в значительной степени изымаются из воздуха, смываются дождевыми водами в водоёмы или оседают в почве. Близость к морю, с которого в сторону города дует господствующий в нашем регионе ветер, тоже играет на руку, выдувая всё лишнее.
На качество воздуха влияет и структура производящих мощностей энергетики. В целом в мире выбросы ископаемого топлива составляют 65% глобальных выбросов CO2, а также являются основной причиной большинства смертей, связанных с ТЧ2,5. А в Петербурге основной источник энергии — это Ленинградская АЭС и газовые ТЭЦ и котельные, которые намного экологичнее угольных.
В качестве мер по повышению качества воздуха авторы отчёта предлагают государственным структурам заниматься внедрением возобновляемых чистых источников энергии. А в системах общественного транспорта — отказываться от двигателей внутреннего сгорания. Очевидно, что Россия следует этим рекомендациям.