Треть российских работодателей собираются в этом году увеличить бюджет на обучение персонала.
Возможность учиться на работе привлекает многих соискателей. В то же время и бизнес, вкладываясь в обучение своих сотрудников, повышает собственную конкурентоспособность. Как следует из результатов опроса, проведённого Русской школой управления и рекрутинговой компанией Get experts, в 2024 году 30% работодателей планируют увеличить расходы на обучение персонала.
В 85% опрошенных компаний уже наработана практика обучения сотрудников за счёт работодателя. Из них 85% совмещают внутреннее и внешнее обучение, 8% предоставляют возможность учиться во внешних учебных центрах, а 7% — только во внутренних.
Как учат кандидатов на линейные позиции
Х5 Group учит сотрудников розницы с помощью VR–технологии. Перед компанией стоит задача получить быстрый результат — чтобы новички эффективно и с небольшими временными затратами получали новые навыки и погружались в задачи бизнеса.
Как рассказали "ДП" в пресс–службе Х5 Group, во всех супермаркетах сети "Перекрёсток" установлена виртуальная обучающая платформа. Надев VR–очки, сотрудники попадают в виртуальный магазин, где знакомятся с концепцией сети, правилами и порядком работы.
"Программа построена так, чтобы стимулировать процесс устного общения, — сотрудники тренируют установление контакта с покупателем (приветствие, завязывание диалога), навыки правильной постановки вопросов, консультации и т. д. После обучающей части сразу идёт тестовая, обучение длится 15 минут и полноценно заменяет 2–3–часовые тренинги благодаря эффекту полного погружения", — объяснили в компании.
В Х5 Group добавили, что супермаркеты, которые обучили более 60% сотрудников, показывают результат по продажам на 7–8% выше, чем магазины, обучившие менее 60% сотрудников. Это позволило полностью окупить проект.
По словам Александра Журило, руководителя отдела обучения REDMOND (производитель бытовой техники и электроники) новичкам в рамках плана адаптации назначается траектория электронных курсов по стандартам корпоративной культуры и направлению работы компании. Отдел обучения разрабатывает и проводит продуктовые мастер–классы для сотрудников с использованием продукции компании. "Смотрим в деле наши устройства и рассказываем об основных потребительских преимуществах", — говорит Александр Журило.
Сеть "Хлебник" учит сотрудников, которые будут работать в пекарнях и магазинах (для них созданы курсы "Кассир" и "Пекарь"), и готовит партнёров сети (управляющих). Также есть курсы повышения квалификации.
Базовое обучение новичка занимает неделю, а учёба управляющих длится около 1,5 месяца. Партнёр изучает блок "Курс собственника пекарни", где рассказывается, как открыть пекарню, об особенностях ведения бухгалтерского учёта, поиска локации, покупки оборудования и т. д.
"Я считаю, что учебный центр должен каждый день предоставлять различные программы обучения. Те, кто уже прошёл аттестацию, должны периодически проходить обучение. Без повторения навык теряется, какие–то вещи забываются. Благодаря курсам можно достигать вершин, становиться наставником или управляющим", — подчёркивает руководитель учебного центра сети "Хлебник" Регина Тарасова.
В REDMOND офисные сотрудники могут самостоятельно назначать себе курсы из каталога корпоративного университета, их руководители могут формировать запрос на мастер–класс или тренинг. Групповые мастер–классы и тренинги для офисных сотрудников в компании проводят примерно каждые 1–2 месяца. Есть возможность записаться на индивидуальные развивающие сессии с корпоративным тренером.
Иногда компании организуют стажёрские программы и проводят обучение молодых специалистов. Например, в BIA Technologies с 2021 года развивается Корпоративный университет для студентов в сотрудничестве с вузами Петербурга.
"Сейчас мы работаем с университетами Бонч–Бруевича, ИТМО, СПбГУ, Политехом и другими. Ряд наших опытных сотрудников выросли именно из практикантов", — добавила директор департамента по работе с персоналом BIA Technologies Юлия Полякова.
Курсы повышения квалификации
Прежде чем организовать процесс обучения, компании формулируют бизнес–цели. Как правило, это рост продаж и прибыли.
Коллективное обучение часто проходит за счёт компании, без доплат со стороны сотрудников. В proptech–стартапе "Йорта", например, закладывают на учёбу процент от прибыли и распределяют его ежеквартально. В эту сумму входят и индивидуальные занятия. В расчёты компания закладывает на обучение одного сотрудника 20 тыс. рублей, а на руководителя — 50 тыс., рассказал основатель стартапа "Йорта" Юрий Гизатуллин. Кроме того, сотрудники компании могут самостоятельно выбрать курс для обучения. Согласовав его с руководителем, можно получить компенсацию — 50% от стоимости.
В компании "Проводник" есть собственная платформа для дистанционного обучения специалистов по техносферной безопасности и смежным направлениям. Платформа позволяет учиться по программам, соответствующим последним требованиям законодательства по охране труда, экологической и пожарной безопасности, рабочим профессиям, а также реализовать корпоративное обучение для конкретной компании, объяснил эксперт бизнес–клуба "Атланты" основатель компании "Проводник" Денис Гомон. Осведомлённость о правилах охраны труда позволяет компании экономить финансовые и трудовые ресурсы.
Коммуникационное агентство PR Partner выделяет для каждого работника годовой бюджет на образование — он равен одному окладу сотрудника, воспользоваться им можно после полугода работы в компании. "Эту сумму можно потратить на тренинги, программу повышения квалификации, курсы и даже международную стажировку, чтобы получить или прокачать необходимые в твоей работе навыки. Чтобы пройти обучение за счёт агентства, нужно выбрать организацию, имеющую лицензию на оказание образовательных услуг, и сообщить о желании пройти обучение своему руководителю", — объяснила HR–менеджер PR Partner Анастасия Курникова.
Заместитель генерального директора и партнёр ГК "Корус Консалтинг" основатель платформы Sellty Мария Бар–Бирюкова считает, что практика полной компенсации обучения чаще бывает неэффективна. "У нас в компании много бесплатных обучающих программ. Если обучение платное, сотрудникам компенсируют от 10 до 50% от его общей стоимости. Это дополнительный стимул для приоритизации этой задачи, так как всё бесплатное автоматически становится не таким важным", — резюмирует эксперт.
Анализ результатов и эффективности обучения проводится несколькими методами. По словам Александра Журило, в REDMOND проводят анкетирование, пульс–опросы, тестирование и аттестации. Обратную связь учебный центр получает путём выборочных интервью с сотрудниками и их руководителями и, конечно же, отслеживанием результатов работы по количественным и качественным показателям.
Как компании поддерживают общее развитие сотрудников
Некоторые компании готовы вкладывать средства и в общее развитие сотрудников, не влияющее напрямую на результаты работы. Такое обучение положительно воздействует на мотивацию и вовлечённость коллектива, а также усиливает HR–бренд и социальную ответственность работодателя.
Примеры такого типа обучения — корпоративный английский язык, обмен книгами в офисе или бесплатный доступ к учебной и научной литературе.
HR бизнес–партнёр ГК Progress Екатерина Зеленкова объясняет, что бюджет на образование рассчитывается исходя из возможностей компании, количества сотрудников и выявленной потребности в обучении. Также он зависит от оценки должности и потенциала сотрудника. В среднем расчёт бюджета на одного человека — примерно 3% от годового дохода сотрудника.