Почти сразу после теракта в "Крокус Сити Холле" стали появляться сообщения о выражении ксенофобии по отношению к гражданам среднеазиатских республик. "ДП" разобрался, насколько правдивы эти слухи и стоит ли ожидать массового оттока трудовых мигрантов из России.
Разного рода инициативы об ужесточении регулирования миграционных потоков выдвигаются последние дни непрерывно. МВД РФ предложило проект закона, сокращающего срок временного пребывания иностранцев до 90 дней, а также усиливающего контроль над работодателями, привлекающими иностранную рабочую силу. В правительстве РФ обсуждается инициатива по созданию нового федерального ведомства, отвечающего за межнациональную и миграционную политику и подотчётного лично главе государства.
Обновлённый подход
Высказался о проблеме и сам президент Владимир Путин. Выступая на расширенном заседании коллегии МВД во вторник, 2 апреля, он призвал в целом обновить подход к миграционной политике государства. "Здесь необходимы современные цифровые электронные базы биометрических данных. Те, что сейчас работают, — их, судя по всему, недостаточно. Они не позволяют в полном объёме купировать риски и рецидивы незаконной миграции", — отметил Путин.
На региональном уровне федеральные инициативы поддерживают.
“
"Внесённый на рассмотрение законопроект, по нашему мнению, не является ужесточением миграционных потоков, а направлен на совершенствование миграционного законодательства в целом. Новые инструменты, заложенные в данном законопроекте, направлены в первую очередь на упорядочение легальной трудовой миграции и придание ей большей прозрачности. Он нужен, так как на сегодня федеральный закон от 25.07.2002 № 115–ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” неоднократно менялся и морально устарел", — сообщила "ДП" председатель комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Алла Астратова.
При этом она подчеркнула, что никакой информации о массовом оттоке мигрантов в адрес комитета не поступало.
Бригады попрятались
Традиционно тема трудовых мигрантов особенно чувствительна для сферы строительства и ремонта. Как рассказал "ДП" предприниматель, занимающийся ремонтом квартир в Петербурге, мастера из Таджикистана и Узбекистана после теракта действительно попрятались, многие перестали брать заказы. У тех, кто работает в России легально, в массовом порядке проверяют документы. Многих лишают гражданства и высылают из страны. При этом предприниматель привёл пример, когда уроженец Узбекистана, получивший гражданство России, не умел говорить по–русски. В результате гражданство у него было отозвано.
На этом фоне работники других национальностей стали повышать расценки на свои работы. Так, русская бригада запросила за комплексный ремонт однокомнатной квартиры в новостройке в Мурино 400 тыс. рублей, тогда как ранее это стоило 100–200 тыс., рассказал предприниматель.
Впрочем, эта ситуация характерна для серого рынка. На белом изменений нет, говорит предприниматель Максим Павельев, занимающийся привлечением в Петербург мигрантов. "Квалифицированные мигранты по–прежнему нужны, уезжать никто не собирается", — утверждает он. Эту информацию подтвердили и два директора подрядных компаний.
"У нас проблем нет. Только что приехали новые работники, у них никаких опасений нет. Всё в норме", — рассказал один из руководителей компании, которая занимается отделочными работами.
Опрошенные "ДП" застройщики подтверждают, что легальные мигранты продолжают работать на стройках. "Дело в том, что строительная отрасль давно и плотно опекается миграционной службой и работать здесь с нарушениями обходится гораздо дороже, чем просто выполнять все правила и быть законопослушным", — поясняет генеральный директор "Максимум лайф девелопмент" Игорь Карцев.
Серые таксисты
Вскоре после теракта в СМИ и соцсетях начали распространяться сообщения о том, что россияне якобы массово отказываются ездить на такси с водителями–мигрантами. Но это, по–видимому, далеко от реальности. В новостных и развлекательных пабликах курсируют всего два скриншота переписок с водителями такси, где пассажиры пытаются удостовериться, не является ли шофёр таджиком, в ином случае угрожая отменить заказ.
Собеседник в одном из петербургских таксопарков рассказал "ДП", что если машина без лицензии перевозит пассажиров, то, с высокой долей вероятности, за её рулём может находиться гражданин зарубежного государства. При этом, по его оценке, в течение последних нескольких недель с рынка могли уйти до 20% водителей–иностранцев.
В пресс–службе сервиса "Ситимобил" утверждают, что аномального снижения числа активных водителей, независимо от их национальности, замечено не было. "Признаков другой грустной тенденции — обращений от пользователей с просьбами не назначать на заказы мигрантов — тоже ничтожно малое число. Буквально два–три в день по всей стране", — добавляют в компании.
В Общественном совете по развитию такси, который взаимодействует с таксопарками, также не видят проблем со стороны перевозчиков в части работы с мигрантами. По словам председателя объединения Ирины Зариповой, в большинстве регионов число водителей–иностранцев не превышает 5%. Исключением являются близкие к границе города и мегаполисы. Общий дефицит водителей в отрасли, отмечает эксперт, связан с ужесточением ряда требований к перевозчикам и водителям после вступления в силу закона "О такси", а также с экономическими факторами: ростом тарифов ОСАГО, удорожанием обслуживания и обновления автопарков.
В целом Общественный совет по развитию такси поддерживает усиление контроля за приезжающими в РФ иностранными гражданами и его цифровизацию.
Игорь Жмакин, президент общероссийской общественной организации "Объединение самозанятых России", обращает внимание на то, что сегодня около 2,5 млн граждан России работают водителями такси на основе уплаты налога на профессиональный доход. Они обязаны регистрироваться в ФГИС "Такси", а также регулярно сталкиваются с дополнительными бюрократическими препятствиями для легализации своей деятельности.
"В то же время иностранцы, работающие через таксопарки, получают возможность быстро входить в рынок. Это создаёт несправедливые условия для российских самозанятых водителей. Для уравнивания условий и повышения безопасности перевозок необходимо упростить правила для самозанятых. Это сделает работу в такси более доступной для российских граждан и улучшит общую ситуацию в отрасли", — подчёркивает эксперт.