Минцифры утверждает, что количество айтишников в прошлом году выросло, как и их зарплаты. Вероятно, причина этого роста в избытке начинающих специалистов. В целом же на рынке всё обстоит сложнее.
В опубликованном на днях заявлении Минцифры РФ говорится, что ведомство "не подтверждает данные, появившиеся в СМИ, о массовом отъезде IT–специалистов". По данным министерства, две трети уехавших айтишников вернулись обратно. А вообще количество специалистов в отрасли за прошлый год увеличилось на 13% и составило 857 тыс. человек. Средняя зарплата выросла также на 13%.
Джуны заполонили
Рынок IT в России последний год довольно стабилен, если рассматривать его с точки зрения количества специалистов. Профессионалы, которые хотели покинуть Россию, уже её покинули, а те, кто решил остаться, — остались, говорит основательница и CEO международной IT–рекрутинговой компании Lucky Hunter Татьяна Мельничук. "Поэтому даже если и наблюдается рост количества IT–специалистов, то, скорее всего, он вызван появлением новых специалистов junior–уровня. Количество более опытных профессионалов — middle и senior уровня, — по ощущениям моего агентства, не изменилось", — считает она.
Похожими оценками поделились и другие опрошенные "ДП" эксперты. HRD TenChat и IT–рекрутер Мария Лобанова замечает, что в IT–секторе сейчас наблюдается значительный рост, связанный с доступностью онлайн–образования, которое иногда бывает даже бесплатным.
Читайте также:
Рынок труда
Зарплаты айтишников в России начали снижаться
Head of PR Solar Staff Александр Норовяткин добавляет, что курсы действительно способствовали выходу на рынок труда большего количества новых специалистов, но они не востребованы. "Новичкам не хватает опыта работы с реальными кейсами, и это приводит к тому, что на рынке труда наблюдается дисбаланс — спрос на опытных программистов уровня senior и middle не всегда удовлетворяется", — подчёркивает он.
В одной из самых быстрорастущих отраслей IT, кибербезопасности, кадровый перекос особенно заметен, утверждает технический директор компании "АйТи Бастион" Дмитрий Михеев. На одну позицию младшего уровня порой приходит до нескольких сотен резюме. "На рынке достаточно популярны различные курсы по ИТ– и ИБ–направлениям, но качество подготовки специалистов оставляет в среднем желать лучшего. Все серьёзные компании буквально охотятся за толковыми выпускниками профильных вузов и колледжей", — говорит он.
С юга не едут
По поводу того, вернулось ли большинство айтишников в Россию, мнения экспертов расходятся. Дмитрий Михеев утверждает, что кибербезопасность очень сильно пострадала от релокации специалистов. "Об этом в один голос говорят представители государственных регуляторов в сфере информационной безопасности — ФСТЭК в России и ОАЦ в Белоруссии. Сейчас, в частности, идёт работа над регламентами, понижающими порог входа для работы на значимых объектах с критической информационной инфраструктурой. Раньше в таких организациях обеспечивать ИБ можно было только с высшим профильным образованием. Теперь можно будет со средним специальным. Стандарты на подготовку приняли, требования к документальному следу на квалификацию зафиксировали, а на рынке необходимого числа специалистов просто нет. И ещё несколько лет это будет заметной проблемой", — описывает он сложившуюся ситуацию.
Татьяна Мельничук считает, что сказать, сколько именно IT–специалистов вернулись обратно, невозможно. Кто–то возвращается временно по делам. Кто–то вернулся по жизненным обстоятельствам, но намерен снова уехать сразу же, как только появится возможность. Вариантов, по которым статистика склоняется в пользу возвращения россиян, множество, но в реальности нет гарантий, что речь идёт именно о полноценном возвращении.
"Более того, в моём агентстве мы продолжаем получать запросы от кандидатов с просьбой прислать вакансии с релокацией. Спрос на переезд явно силён, поэтому не думаю, что мы наблюдаем прямо–таки массовое возвращение", — резюмирует эксперт.
Мария Лобанова полагает, что важен географический фактор. "Люди вернулись из Европы, но из тёплых стран (Индонезия, Таиланд и другие) — нет. Основная причина, как это ни прозаично, — климат. Работать с виллы на берегу моря айтишники предпочитают больше, чем в мегаполисах, пусть даже и удалённо", — объясняет она.
Также Лобанова напоминает, что сейчас российские компании столкнулись с требованием найма IT–специалистов исключительно на территории России, даже если и для работы удалённо. Поэтому сами кандидаты часто работают через ИП или используют аутстаффинговые компании, так называемые "буферы", которые позволяют работать из любой точки мира.
Заместитель генерального директора по стратегическим проектам "ОБИТ" Михаил Телегин считает, что возвращаются как раз опытные кадры — senior и middle.
"Молодые специалисты обычно более мобильны и легко меняют место работы и страну проживания, в то время как для senior с многолетним опытом работы переезд может быть сложнее из–за семейных обязательств и устоявшихся связей внутри страны", — рассуждает он.
Коммерческий директор Art Engineering Артём Стенюшкин, наоборот, считает, что среди опытных специалистов наблюдается определённый отток из–за возможностей для развития за рубежом или в других сферах. Тем не менее есть и процент тех, кто решил приехать обратно.
"Многие специалисты возвращаются из–за улучшения условий работы и перспектив в отечественных IT–компаниях", — убеждён эксперт.
Зарплатный отскок
Вопрос о росте зарплат также вызывает дебаты. Как писал "ДП" ранее, аналитики рынка труда, в отличие от Минцифры, заметили снижение среднего размера оплаты труда айтишников. Например, по данным "Хабр Карьеры", медианная зарплата IТ–специалистов в России во втором полугодии 2023 года составила 141 тыс. рублей. Это на 15% меньше, чем было в январе–июне 2023–го.
"Любая общая аналитика по зарплатам не способна отражать реальность: в IT–сфере большое количество переменных, которые значительно влияют на показатели. К примеру, рост количества junior–специалистов может как искусственно уменьшить дефицит специалистов, так и снизить средние зарплаты в целом в IT. Поэтому не рекомендую отталкиваться от общедоступной информации", — говорит Татьяна Мельничук.
Марина Лобанова отмечает, что зарплаты выросли на 13–17% из–за жёсткой конкуренции за кадры.
"Среднемесячные доходы разработчиков в I квартале 2024 года выросли на 64% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Больше всего выросли доходы тех, кто работает в сфере ecom&retail, — на 124% (до 270 тыс. рублей). Стоит отметить рост доходов разработчиков, которые создают ПО и решения для промышленного сектора, — он увеличился на 41% и составил 213 тыс. рублей в I квартале текущего года", — говорит Александр Норовяткин.
Гендиректор компании HTML Academy Александр Першин добавляет, что компании, занимающиеся заказной разработкой, в 2022 году потерпели большие убытки и сократили штат. В 2023–м у них пошёл обратный отскок, они сильно выросли и начали обратно набирать людей. "Это могло дать вклад в эти 13%. В 2024 году, кстати, такие компании планируют расти, некоторые почти в 2 раза. Так что тоже будет прирост. Но этот прирост уже будет за счёт совсем начинающих спецов", — объясняет он.