Российские онлайн–кинотеатры компенсируют проблемы с западными лицензиями при помощи турецких сериалов и производства оригинального контента. Но развитие отрасли тормозит государственное регулирование.
После ухода с российского рынка западных мейджоров (Disney, Sony Pictures, Warner Bros., 20th Century Fox и Paramount) объём контента в онлайн–кинотеатрах сократился с 31 тыс. до 29 тыс. единиц. Но всего за год его значение удалось нарастить до 32 тыс. единиц. Как рассказал "ДП" генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков, в основном это делали с помощью фильмов из Турции, Южной Кореи, Китая, а также Латинской Америки.
Директор по производству контента "Триколора" Марина Гаспарян подтверждает эту тенденцию.
“
"Говоря о каналах нашего производства и онлайн–кинотеатре “Триколор Кино и ТВ”, соотношение в часах было и остаётся в пользу российского контента и турецких сериалов. Сейчас сетки двух наших телеканалов — “Романтичного” и “Лавстори” — почти полностью состоят из сериальных линеек. Это контент не только Турции, но и других стран, таких как Мексика, Аргентина, Бразилия, Филиппины, Сербия", — сообщила Гаспарян.
Вместе дешевле
Главной действующей силой роста для онлайн–кинотеатров стало производство оригинального контента. "За 2023 год онлайн–кинотеатры на 40% увеличили количество originals на платформах. За счёт них наращивали количество пользователей и подписчиков", — прокомментировал Денис Кусков. По данным "Кинопоиск Pro", в 2023 году онлайн–кинотеатры выпустили 175 оригинальных проектов.
Несмотря на то что снимать контент в России стало примерно на 30% дороже, онлайн–кинотеатры продолжают инвестировать в это направление. Генпродюсер студии "Гамма" Виктор Будилов считает такой подход очень разумным. "Если объективно, то заменить весь западный контент турецким, корейским и китайским невозможно. Когда библиотека кинотеатра уменьшается на порядки, то одно из самых продуктивных решений — производство оригинального контента. Но от этого меняется рынок производства. Начинается борьба за режиссёров и актёров, за весь производственный сектор. Мы уже видим, что онлайн–кинотеатры начали заключать многолетние контракты — например, они могут приобрести на 3 года права на производство контента с конкретным актёром", — описывает он ситуацию.
Кроме того, кинотеатры, кинокомпании и государственные фонды создают коллаборации. "То есть, например, производство сериала финансируется каким–нибудь телеканалом и платформой одновременно. Например, телеканал “Россия” и платформа “Смотрим”, Первый канал и “Кинопоиск”, НТВ и Premier и тому подобное. В таком случае права на телевизионное вещание остаются за телеканалом, а права на digital–прокат — за платформой. Соответственно бюджет, который тратит каждая отдельная сторона на съёмочный процесс, пропорционально меньше, но общий объём бюджета намного больше. Это в свою очередь сказывается на самом продукте — кино становится, скажем так, “более нарядным”", — рассказывает Будилов.
Большое количество проектов сейчас снимается при поддержке государственных грантов от Института развития интернета (ИРИ). Это позволяет создавать более масштабные проекты, например исторические. Нашумевший сериал "Слово пацана" также создавался в коллаборации НТВ, ИРИ и "НМГ Студии", которая владеет кинотеатром Wink. В результате прокат сериала онлайн прошёл на Wink, а телевизионный — на НТВ.
"Отдельно взятый кинотеатр или телеканал на такой проект не пошли бы. Но когда есть финансирование нескольких сторон — уже есть шанс создать что–то качественное и более масштабное. Подобные проекты, таким образом, дают толчок развитию одновременно и телевизионного, и онлайн–сектора", — подытоживает Виктор Будилов.
Растут с подписчиками
Рынок онлайн–кинотеатров вместе с лицензированием по итогам 2023 года составляет более 90 млрд рублей. Основную выручку обеспечивают платные подписки. В 2023 году несколько площадок повысили их стоимость.
Так, у "Кинопоиска" подписка подорожала на 50%, с 199 до 299 рублей в месяц, у KION она выросла на 25%, с 199 до 249 рублей. На 25% она стала дороже у Start — было 399 рублей стало 499 рублей в месяц. У "Триколор Кино и ТВ" подписка, наоборот, снизилась на 57% — с 349 рублей до 149 рублей. У всех остальных кинотеатров ("Иви", Amediateka, Okko, Premier, Wink, Movix) осталась на прежнем уровне.
По словам Кускова, важную роль играют мультиподписки — когда за одну плату пользователь получает доступ сразу к нескольким сервисам, включая онлайн–кинотеатр. Мультиподписки есть, например, у мобильных операторов или у "Яндекса". "В среднем на конец 2023 года, по данным Telecom Daily, в России насчитывалось 45 млн подписок. С 2022 года этот показатель вырос на 14 млн. В среднем на одно домохозяйство приходится три подписки", — говорит Кусков.
По законам времени
Одна из самых насущных проблем для индустрии сейчас — жёсткое и не всегда понятное законодательное регулирование. В частности, это касается маркировки иноагентов, а также демонстрации нетрадиционных сексуальных отношений на экране.
С декабря 2022 года по январь 2023–го, по данным Роскомнадзора, общая сумма выписанных онлайн–кинотеатрам штрафов за демонстрацию ЛГБТ–контента ("международное общественное движение ЛГБТ" признано в России экстремистской организацией, и его деятельность на территории страны запрещена) составила 30,5 млн рублей. Ведомство составило 52 административных протокола на кинотеатры по этой причине.
“
"Рынку мешает очень неясная политика по запрещёнке. Нет какого–то составленного списка чётких критериев, по которым можно распознать, например, ЛГБТ–пропаганду. Мнение всегда формируется и остаётся за Роскомнадзором", — отмечает Денис Кусков.
Подобное положение дел заставляет компании отсматривать контент в ручном режиме, чтобы найти какие–либо нарушения, говорит генеральный директор ассоциации "Интернет–видео" Алексей Бырдин. "Нужно постоянно следить за обновляемым списком иноагентов Минюста, потому что в нём могут оказаться актёры или режиссёры. Кроме того, есть тысячи единиц контента, в которых какие–либо моменты могут быть признаны пропагандой. У нас было несколько встреч с РКН, и они попытались своё видение этих критериев нам протранслировать. Но пока практика формируется за счёт бизнеса. Выписали штраф — все понимают, что, значит, такое нельзя ставить. Примерно вот так это работает", — объясняет он.
Директор по работе с органами государственной власти "Триколора" Владимир Трунов обращает внимание, что многие законопроекты, которые обсуждаются и принимаются в последние пару лет, лежат на стыке различных отраслей. Это может быть искусственный интеллект и рекомендательные сервисы, подписки, сетевая нейтральность, учёт рекламы и многое другое. "Все эти инициативы не связаны напрямую с онлайн–кинотеатрами, но способны ощутимо повлиять на ситуацию, в том числе на медиарынке. Запрет демонстрации и пропаганды нетрадиционных отношений, безусловно, привёл к необходимости вручную детально отсматривать десятки тысяч единиц контента. Да, это занимает время, да, есть различные мнения о том, что считать пропагандой. Но закон уже принят, и мы его исполняем", — подытожил он.