Государство активизирует борьбу с бизнесом, маскирующим фактические трудовые отношения. Последствиями нововведения может стать рост числа судебных споров предпринимателей с госорганами.
С 1 марта вступил в силу приказ министерства труда и социальной защиты "Об утверждении перечня сведений и информации, в том числе составляющих налоговую тайну…", который направлен на борьбу с нелегальной занятостью. К налоговой тайне относятся любые сведения о плательщике налогов, полученные Федеральной налоговой службой (ФНС) и другими госорганами, — к примеру, перечень контрагентов компании и условия договоров с ними, размер остатков на банковских счетах и т. д.
Недавние поправки в законодательство предусматривают создание в регионах межведомственных комиссий по противодействию нелегальной занятости. Налоговые органы будут передавать таким комиссиям сведения, в том числе составляющие налоговую тайну.
Приказ Минтруда понадобился, чтобы определить перечень таких сведений. Среди них — информация о работодателях, которые начислили не менее чем 10 работникам зарплату ниже МРОТ. На особый учёт будут взяты компании, которые сотрудничают более чем с 10 самозанятыми свыше 3 месяцев и платят им не менее 20 тыс. рублей. Кроме того, "на карандаш" попадут работодатели, где зарплата персонала на 35% ниже среднеотраслевой.
Бизнес ждёт роста финансовой нагрузки
По словам ведущего юриста петербургской налоговой практики "Пепеляев групп" Рустама Галияхметова, такая инициатива — это развитие государственной политики в области борьбы с нелегальной занятостью, в том числе и маскировкой трудовых отношений под отношения с самозанятыми. "С такой подменой уже достаточно давно борются налоговые органы, которые выявляют подобные случаи, доначисляют страховые взносы и, соответственно, НДФЛ", — отмечает эксперт. По сути приказ Минтруда придаст этой работе большую системность.
Кроме экономического интереса (а подобная маскировка трудовых отношений занижает поступления в бюджет) есть и социальная составляющая: компаниям в случае привлечения самозанятых нет необходимости соблюдать требования трудового законодательства — к примеру, соблюдать режим труда и отдыха, правила охраны труда и т. д.
По оценкам Смольного, на конец 2023 года порядка 100 тыс. работодателей Северной столицы выплачивали сотрудникам зарплату в конвертах. Кроме того что подобная практика несёт риски для персонала, она ложится дополнительным бременем на городской бюджет. Выплаты за таких работников в различные фонды, по словам вице–губернатора Петербурга Алексея Корабельникова, могут достигать 50 млрд рублей. При этом бюджет Северной столицы из–за такой ситуации ежегодно теряет ориентировочно около 3,5 млрд. Реальная же сумма может быть и выше — до 10 млрд рублей, считают в Смольном.
Бизнес, прибегающий к подобной практике, рискует. "Если ФНС придёт к выводу, что договоры гражданско–правового характера (к примеру, с самозанятыми) подменяют трудовые отношения, то компанию ждут финансовые санкции — доначисление страховых взносов по единому тарифу со ставкой 30%, обязание заплатить как минимум 0,2% в Социальный фонд", — говорят в компании "ССП–Консалт".
Будет также пересчитан налог на доходы физических лиц по ставке 13%. Кроме того, бизнесу начислят пени за просрочку на сумму недоимки по налогам. Компанию могут привлечь к ответственности за неполную уплату страховых взносов и назначить штраф в размере 40% от недостачи.
Споров станет больше
Вряд ли бизнес, стремящийся оптимизировать налогообложение, безропотно согласится с решениями о доначислении ему различных выплат. Эксперты, опрошенные "ДП", сходятся в том, что исполнение приказа Минтруда в итоге приведёт к росту различных споров между коммерсантами и госорганами.
Так, в адвокатском бюро "S&K Вертикаль" прогнозируют рост исков по квалификации отношений организаций и самозанятых. Те критерии, которые предлагает государство, по мнению юристов, не являются абсолютными и не свидетельствуют автоматически о подмене трудовых отношений.
Стоит отметить, что закон не запрещает платить самозанятым одну и ту же сумму ежемесячно. Более того, немало примеров, когда самозанятый в рамках абонентского обслуживания может оказывать услуги организациям с фиксированным размером ежемесячной оплаты (например, юрист–фрилансер сопровождает несколько юридических лиц).
Рустам Галияхметов полагает, что не стоит ожидать роста споров именно между бизнесом и ФНС, поскольку налоговое ведомство самостоятельно "зачищает поляну" и без межведомственных комиссий по борьбе с нелегальной занятостью. Вместе с тем эксперт прогнозирует увеличение числа споров с другими госорганами, которые будут входить в эти комиссии и, соответственно, получать информацию от ФНС. Речь, к примеру, о прокуратуре или трудовых инспекциях. Скорее всего, споры будут касаться соблюдения трудовых прав работников, прогнозирует Рустам Галияхметов.
“
По нашим оценкам, в этом году может значительно увеличиться число споров с налоговыми органами по оспариванию решений о привлечении к ответственности за совершение правонарушений, связанных со вступлением в силу приказа Минтруда. Хотя ФНС ещё до начала действия этого приказа практиковала привлечение бизнеса к налоговой ответственности за подмену трудовых отношений гражданско–правовыми. Судебная практика по данной категории дел складывается неоднозначно, в каждом конкретном споре нужно обращать внимание на фактические обстоятельства дела и доказательственную базу участников.
Екатерина Григоренко
руководитель практики административного и страхового права юридической компании "ССП–Консалт"
“
Возник тренд на работу с самозанятыми и сокрытие фактических трудовых отношений. Руководителю компании выгоднее договориться с потенциальным работником и попросить его оформить статус самозанятого, чем принимать в штат. На мой взгляд, именно с этим борется государство. Вводятся некие критерии, которые могут косвенно свидетельствовать о том, что идёт подмена трудовых отношений. Также вводятся маркеры, которые могут свидетельствовать о наличии зарплат "в конвертах" и нелегальной занятости.
Дмитрий Кириллов
руководитель проектов адвокатского бюро "S&K Вертикаль"
“
Государство вводит комплексные механизмы регулирования, направленные не только на повышение собираемости налогов и сборов, но и на защиту населения, в том числе социально незащищённых слоёв. Бизнесу следует ожидать усиления мер государственного контроля со стороны Минтруда, связанных с привлечением физических лиц. Самостоятельных санкций за несоблюдение названных критериев не предусмотрено, однако они могут стать причиной полной налоговой проверки.
Анна Коняева
управляющий партнёр юридической компании "ЦПО Групп"