Сегмент экстренной медицинской помощи испытывает острый кадровый голод. Нехватка специалистов ощущается как в госсекторе, так и в частных службах.
Согласно официальным данным комитета по здравоохранению Петербурга, на сегодняшний день в Северной столице работает 87 районных станций скорой и неотложной помощи для взрослых. Кроме того, существует рынок платных услуг экстренной медицинской помощи, который начал формироваться в Петербурге ещё в 1996 году. К настоящему моменту в городе насчитывается более двух десятков частных скорых. Примерно столько же служб экстренной помощи функционирует при коммерческих клиниках.
Плюсы и минусы
Расширение предложения неминуемо привело к тому, что рынок труда в сегменте скорой медицинской помощи окончательно превратился в рынок соискателя. Теперь кандидаты легко могут диктовать свои условия работодателю, причём к числу приоритетных требований относится не только зарплата, но и другие условия труда, а также возможности для карьерного роста.
Впрочем, от трудностей не избавлены и соискатели. С одной стороны, у врачей и представителей среднего медицинского персонала экстренных служб нет проблем с поиском работы. С другой — найти такое место, где устраивает абсолютно всё, мало у кого получается. Как в частном, так и в государственном секторе есть свои плюсы и минусы.
Евгений Фёдоров, генеральный директор клиники АМК (включает в себя частную скорую помощь), прокомментировал некоторые различия между городской и частной скорой помощью, отметив, что каждая из них играет важную роль в системе здравоохранения.
“
"Основные различия лежат в сфере организации работы и подходов к мотивации персонала. В системе городской скорой помощи нагрузка зачастую бывает выше, что связано с большей плотностью вызовов и необходимостью оперативного реагирования на экстренные случаи. В то же время частные службы позволяют более гибко распределять вызовы и, таким образом, создавать более комфортные условия для работы", — отмечает он.
Полуторная нагрузка
Стоит заметить, что работа в частной скорой помощи вовсе не гарантирует более высоких заработков. "В городской скорой помощи зарплата не зависит от количества вызовов. Можно целый день просидеть на диване и получить точно такую же заработную плату, как и когда ты с утра до ночи ездишь на вызовы. На частной скорой ситуация другая: сколько отработаешь заявок, столько и получишь", — рассказывает Эдуард Бербер, врач скорой помощи клиники АМК.
"Сейчас уровень заработной платы работников городских станций скорой помощи достаточно высок и частному бизнесу довольно непросто создавать аналогичные условия труда", — соглашается Евгений Фёдоров.
Действительно, по данным hh.ru, одну из самых высоких зарплат в СЗФО предлагают именно работодатели из Петербурга: врачи скорой помощи получают 135 тыс. рублей, медсёстры — 55 тыс. рублей, водители — 70 тыс. рублей.
Однако, как разъяснил Эдуард Бербер, в реальности врачу заработать 135 тыс. рублей на одной ставке невозможно. "Такие деньги, и даже больше, действительно можно получить, но только если работать на полторы ставки. А это 210 часов в месяц", — утверждает врач.
По его словам, именно финансовая стабильность удерживает многих от увольнения из городских служб. Хотя работать в частных скорых, по мнению Эдуарда Бербера, интереснее. "Для меня работа в городской скорой помощи — это рутина. По моему мнению, там нет никакого разнообразия, один и тот же район, и такое ощущение, что просто в развитии останавливаешься. На частной же скорой помощи никогда не бывает скучно. Во–первых, спектр вызовов очень большой — тут тебе и новорождённый, и дедушка за 80 лет. Во–вторых, ты можешь ездить по всему городу, и даже за его пределы. Например, в Выборг. Раньше были даже вызовы за границу — в частности, в Финляндию. Бывают также дежурства на мероприятиях", — рассказывает он.
Евгений Фёдоров добавляет, что психоэмоциональная нагрузка в частных скорых ниже, а уровень персонализированного подхода к медицинскому персоналу значительно выше. Сейчас многие врачи совмещают свою основную деятельность в городских медицинских учреждениях с работой на частной скорой помощи. "И мы подходим к этому с пониманием", — говорит Евгений Фёдоров.
"Есть энтузиасты, которые на нескольких частных работают", — добавляет Эдуард Бербер.
Кузница кадров
За весь 2023 год в России, по данным hh.ru, было открыто около 550 предложений о работе в скорой помощи. Это втрое больше, чем в 2022 году. Чаще всего требуются водители (38% вакансий), врачи (24%) и медицинские сёстры (17%).
Тем не менее, по словам Вадима Теплова, руководителя отдела скорой медицинской помощи Первого Санкт–Петербургского государственного медицинского университета (ПСПбГМУ) им. акад. И. П. Павлова, кадровый вопрос в экстренной медицине по–прежнему стоит очень остро.
"Подготовка врача–специалиста по специальности “скорая медицинская помощь” занимает 8 лет. В то же время отмечается высокая, по сравнению с другими специальностями, текучка кадров, — считает эксперт. — Хроническая нехватка кадров побуждает искать новые источники врачей экстренной медицины. Наиболее перспективным ресурсом в поиске таких кадров может стать курс экстренной медицины в медицинском институте".
С осеннего семестра 2022 года в ПСПбГМУ им. И. П. Павлова начато преподавание курса экстренной медицины для студентов 6–го курса. На курсе студенты получают знания по неотложным хирургическим, терапевтическим патологиям, токсикологии, а также практические навыки манипуляций и сердечно–лёгочной реанимации. Цикл сфокусирован в основном на стационарном этапе оказания неотложной помощи.
После прохождения курса студентам было предложено пройти добровольное анкетирование. Результаты опроса показали, что до прохождения цикла по экстренной медицине работу врачом на скорой помощи рассматривали 16,2% опрошенных студентов. После прохождения цикла их доля выросла до 32,4%. Подавляющее большинство студентов (87,5%), проявивших интерес к работе врачом скорой медицинской помощи, сообщили, что их больше интересует работа в приёмном отделении. И только 5% ответили, что их интересует работа врачом выездной бригады. Ещё 7,5% привлекает совмещение трудовой деятельности и в приёмном отделении, и на вызове.