На фоне успеха в российском прокате экшена Гая Ричи "Министерство неджентльменских дел" "ДП" предлагает подборку фильмов, снятых как на вымышленные, так и на действительные сюжеты Второй мировой войны.
Всего за неделю картина Гая Ричи собрала в России 180 с лишним миллионов рублей. Фильм основан на реальных событиях Второй мировой, а главный герой — также реальная личность — впоследствии и вовсе стал прототипом Джеймса Бонда. Кого ещё вдохновляли истории закончившейся 79 лет назад войны?
"Генерал делла Ровере" (Il Generale della Rovere, 1959. Режиссёр Роберто Росселлини)
Мелкий мошенник, игрок и аферист Бардоне (Витторио Де Сика) выдаёт себя за итальянского полковника Гримальди, выманивая у граждан, чьи родственники арестованы гестапо, последние деньги — якобы на подкуп нацистских офицеров. Однажды его всё–таки хватают с поличным и предлагают сделку — Бардоне / Гримальди притворится генералом делла Ровере, убитым при попытке бегства, и добудет у его товарищей, находящихся в тюрьме, информацию о других руководителях итальянского Сопротивления. Герой охотно соглашается, но вскоре начинает отождествлять себя с генеральскими соратниками и ломает весь план.
Сняв трилогию — "Рим, открытый город" (1945), "Пайза" (1946), "Германия, год нулевой" (1947), — Росселлини, казалось, тему войны для себя закрыл, но в конце 1950–х снова к ней вернулся для экранизации повести Индро Монтанелли. История о внутреннем парадоксе разыграна по всем правилам экзистенциальной драмы: герой, бегущий от смерти, идущий ради самоспасения на сделку с дьяволом, по ходу сюжета радикально меняется. Слабый и ничтожный Бардоне обретает невиданную даже для него силу, надев "маску" генерала делла Ровере и получив возможность стать на время совершенно другим — чрезвычайно уважаемым — человеком. Правда, цена такой метаморфозы предельно высока.
Читайте также:
Культура
Преданы забвению: малоизвестные фильмы о ВОВ
"Грязная дюжина" (Dirty Dozen, 1967, Роберт Олдрич)
Не слишком сговорчивого майора Джо Рэйсмена (Ли Марвина) делегируют в тюрьму для военных преступников, где он должен отобрать ту самую дюжину, превратив её практически в бойцов спецназа, причём за небольшой срок, и десантироваться с ними в тыл к немцам для выполнения секретной операции накануне высадки союзников в Нормандии. Выжившим обещана полная амнистия.
Основной экшен, ради которого все и собираются у экранов, разворачивается через полтора с лишним часа после начала истории. Большая же часть сюжета уходит на демонстрацию майорских методов (пере) воспитания и попыток сопротивления и протеста со стороны экс–заключённых. К моменту отправки в немецкий тыл зрители уже видят в героях не отпетых негодяев, а каких–никаких, но всё–таки людей.
На роли отморозков продюсеры смогли заполучить тогдашних теле– и кинозвёзд: Чарльза Бронсона, Джона Кассаветиса, Телли Саваласа, Криса Уокера. Для Дональда Сазерленда роль насильника Пинкли стала первой заметной работой в кино. А режиссёр Роберт Олдрич благодаря коммерческому успеху кинокартины купил себе киностудию, начавшую работать в августе 1968–го.
"Крепкий орешек" (1967, Теодор Вульфович)
Лейтенанта Ивана Грозных (Виталий Соломин) после госпиталя направляют командовать подразделением ПВО. Кроме того, что эта служба не предполагает прямых столкновений с врагом, так ещё и личный состав — сплошь задорные девицы. Больше остальных молодого командира раздражает Раиса Орешкина (Надежда Румянцева) — насмешливостью, независимостью и нежеланием подчиняться военным распорядкам. Но однажды обстоятельства непреодолимой силы забрасывают этот дуэт во вражеский тыл, где герои умудряются провести ряд диверсий и захватить в плен группу немецких военных, притащив их на свою территорию.
Отечественный кинематограф, увы, не может похвастаться большим количеством кинокартин, когда речь заходит о боевиках, комедиях, пародиях и т. п., снятых на материале Великой Отечественной. Но всё ж таки время от времени появлялись фильмы, выходившие за рамки советского военного киноканона. Прошедшие войну фронтовики — режиссёр Теодор Вульфович и сценарист Ефим (Эфраим) Севела — придумали историю, полную трюков в духе Бастера Китона и невероятных с точки зрения логики ситуаций, решив от души посмеяться над теми кинотворениями, что рассказывали неправдоподобные истории в духе "одним махом семерых убивахом". За что и получили от чиновников и прессы, обвинивших авторов в опорочивании темы Великой Отечественной и ветеранов. Впрочем, на полку кинокартину отправили не сразу, дав выйти в прокат, — в кинотеатрах её в итоге посмотрели более 17 млн зрителей.
"Грязная игра" (Play Dirty, 1968, Андре де Тот)
Инженера Дугласа (Майкл Кейн), работающего в "Бритиш Петролиум", прикомандировывают к королевским войскам для контроля за поставками топлива. В это же время полковнику Мастерсу (Найджел Грин) сообщают, что его диверсионное спецподразделение, где служат преступники всех мастей и специализаций, расформируют из–за ряда серьёзных неудач. Генерал Блор предлагает назначить командиром малоопытного Дугласа, который и поведёт отряд из семи человек, переодетых в итальянских военных, на выполнение последней и, разумеется, самой опасной миссии.
Первоначально эту кинокартину должен был снимать Рене Клеман — мастер тонких психологических драм, но, когда проект покинул Ричард Харрис, режиссёр также отказался от работы, и в его кресло сел Андре де Тот.
В "Грязной игре" с самого начала царят анархия и разлад: герои не желают ни сплачиваться, ни отказываться от своих криминальных привычек: одни продолжают воровать при каждом удобном случае, другие пытаются изнасиловать женщину, стоит ей появиться в поле их зрения, третьи получают нескрываемое удовольствие от физического насилия. Интеллигентный герой Майкла Кейна призывает к порядку и напоминает, кто тут командир, но тщетно.
Де Тот, чаще снимавший вестерны и нуары, и здесь использует приёмы, свойственные этим жанрам, оказывающиеся очень к месту и в военном кино. Маленький отряд блуждает по пустыне, попадает в жуткую песчаную бурю, пытается найти заданную цель, а когда наконец обнаруживает и уничтожает, выясняется, что это всего лишь декорация и необходимо идти дальше.
Финал "Игры" совершенно обескураживает, переворачивая с ног на голову всё, что происходило до него.
"Герои Келли" (Kelly's Heroes, 1970, Брайан Дж. Хаттон)
Лето 1944 года. Войска союзников продвигаются вглубь Франции. Американский сержант Келли (Клинт Иствуд) берёт в плен немецкого офицера, и на допросе тот рассказывает о запасах золота, оставшихся в банке небольшого французского городка. Единственная загвоздка в том, что сокровища находятся на всё ещё подконтрольной вермахту территории. Келли разрабатывает план прорыва в немецкий тыл, но в одиночку его не реализовать, и он заручается поддержкой сослуживцев, завскладом по прозвищу Колода (Дон Риклс) и сержанта Оддболла (Дональд Сазерленд), командующего танковой ротой и то и дело упрекающего подчинённых в негативном мышлении.
Даже в очень коротком пересказе сюжет фильма выглядит как нечто сумасшедшее. На экране в течение двух часов и правда разворачивается действие, в котором будет место и драме, и вестерну, и боевику, и даже комедии — за неё как раз отвечает персонаж Сазерленда.
Несколько раз кажется, ещё чуть — и всё закончится мордобоем и перестрелкой, а выживших ждёт трибунал. Но стремление лёгкого обогащения (на кону $16 млн в золотых слитках) оказывается сильнее любых разногласий.
Финальная же часть кинокартины служит буквальной иллюстрацией известного анекдота о бабле, побеждающем зло. Командир немецкого танка, с которым вступает в схватку Оддболл, тоже не против нажиться, узнав о цели героев.
Перед выходом в прокат руководство киностудии MGM вырезало из кинокартины почти 20 минут хронометража. Позднее Клинт Иствуд сетовал на внешнее вмешательство, поскольку удалённые сцены делали характеры героев глубже, а историю — ещё увлекательнее.