С 1 июня петербуржцы и гости города могут выпивать на летних верандах городских кафе и ресторанов совершенно легально. Участники рынка однозначно приветствуют отмену ограничений, но грандиозных результатов от неё не ждут.
Почему алкоголь на летних верандах был под запретом
Действовавшее с 1995 года законодательство в России предполагало, что продавать спиртное можно только в стационарных объектах. Веранды и террасы кафе под это определение не попадали, несмотря на то, что фактически были продолжением зала. А посему желание клиента провести вечер на свежем воздухе, разглядывая прохожих через бокал вина, могло обернуться наказанием как для заведения, так и для самого посетителя.
"Дело в том, что лицензия выдаётся на стационарные помещения, а летние веранды — это временные пристройки. Формально данное помещение не входило в правовую зону лицензии. И получалось следующее: общепит реализует алкогольную продукцию на этих верандах нелегально", — объясняет руководитель НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский.
За нарушение правил ресторанам и кафе грозил штраф до 300 тыс. рублей и даже лишение лицензии на продажу спиртного. А их клиенты, возможно, сами того не подозревая, рисковали получить протокол за "распитие" в неположенных местах.
Конфликты и лишние расходы: что происходило на практике
"Любые необоснованные ограничения приводят к тому, что приходится эту нелогичность покрывать дополнительными операционными расходами", — говорит лидер сообщества Resto GR Александр Ружинский.
По его словам, рестораторам приходилось нести ненужные с точки зрения бизнеса затраты, чтобы предоставлять тот сервис, который необходим клиенту.
Технически посетителю, желающему выпить на веранде, должны были отказать. Но на самом деле происходило по-разному — на усмотрение собственников бизнеса, говорят участники рынка.
"Пробивался товар в самом заведении и после выносился на летнюю веранду. Ситуация носила фундамент коррупционной составляющей. Были случаи, когда собственников, что называется, шантажировали", — отмечает Максим Черниговский.
Для потребителей этот запрет тоже всегда выглядел крайне странно.
"Клиент, который сидит в ресторане и слышит, что ему нельзя выпить бокал вина на террасе, естественно, адресует свой гнев тому, кто ближе всего. То есть официанту, который сообщил эту новость. И тут тоже ничего полезного не происходит. Это затруднение коммуникации с клиентом, отсутствие комфорта, ненужные конфликты", — перечисляет негативные последствия запрета Ружинский.
Комплимент от шефа: какую роль в отмене запрета сыграла Москва
Абсурдность запрета прекрасно понимали как в отрасли, так и в профильных ведомствах.
"В летний сезон объём продаж на верандах — значительный. Например, на юге России на террасах реализуется до 80% алкоголя от всего объёма в конкретном заведении общепита. В Петербурге, конечно, ситуация была иной, но в туристический сезон объём продаж доходил до 50–60%", — говорит Максим Черниговский.
Тем не менее, до отмены дошло только в 2022 году с лёгкой руки столичного мэра Сергея Собянина. Московским рестораторам на время разрешили выносить алкоголь за пределы помещений.
Результаты эксперимента признали успешными. Аналогичную инициативу федерального уровня правительство поддержало осенью прошлого года. Затем её утвердила Госдума и закон ушёл на подписание президенту — аккурат к началу сезона.
"Лицензия не дешёвая: 65 тыс. рублей в год. Надо помогать легальному бизнесу, когда есть возможность, тем более что речь идёт об общепите, который начиная с 2020 пандемийного года перенёс чрезвычайно много испытаний", — подчёркивает глава "Клуба профессионалов алкогольного рынка".
Единственное, что ставят в упрёк законодателям, — то, что вопрос муссировался несколько лет.
Минус головная боль: что изменится для кафе и ресторанов
Законодательство дополнили понятием "сезонный зал обслуживания", понимая под ним веранды, прилегающие к объекту общепита, и непосредственно самим разрешением на продажу алкоголя в этих "сезонных залах" при наличии соответствующей лицензии. Холодильники с алкоголем и бары на верандах по-прежнему исключены, объясняет автор телеграм-канала "Юрист в ресторане" Александр Королёв.
скриншот из телеграм-канала "Юрист в ресторане"
В отрасли отмену запрета приняли благожелательно, но сдержанно. На серьёзное увеличение выручки рестораторы не рассчитывают.
"Террасы — это сезонный бизнес, и "срок годности" у него в Петербурге небольшой, с мая по октябрь. Говорить, что это тотально повлияет на показатели, нельзя", — уверен Александр Ружинский.
"Ничего особенно не изменится, но одна головная боль пропадёт у рестораторов. Я бы назвал принятые меры упорядочиванием. Это был такой неразъяснённый нюанс", — соглашается глава представительства Федерации рестораторов и отельеров в Санкт-Петербурге Леонид Гарбар.
Взрывного роста продаж не стоит ждать ещё и потому, что если говорить о доле общепита в структуре продаж алкогольной продукции в стране, то это порядка 5%, не считая пива, добавляет Максим Черниговский.
Каких мер поддержки ждут рестораторы
Большинство рестораторов до сих пор вспоминает как страшный сон "ковидные" ограничения. Существенно помочь бизнесу могли бы снижение налогов и повышение платёжеспособности населения в целом. Однако в основном на вопрос, каких мер поддержки ещё не хватает, в отрасли, не сговариваясь, отвечают: главное, чтобы не мешали.
“
"Небольшое смягчение административной нагрузки чуть упростит работу персоналу. Хорошо, что нелепые запреты отменяют. Пускай государство дальше думает в эту сторону", — отмечает Ружинский.
Тем более что отмена одного запрета совпала с появлением новых ограничений, которые ждут общепит.
"С 1 июня нужно сканировать пиво. Это не трудно, но для этого нужно дополнительное оборудование, которое нам не дарят. Где-то ещё что-то, по мелочи набегает", — говорит Леонид Гарбар.
Кроме того, с 1 апреля заработал закон, по которому региональные власти могут устанавливать ограничения на продажу алкоголя в заведениях, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих территориях, напоминает Максим Черниговский.
"В общем у общепита хватает проблем, и если появляются законодательные акты, которые часть этих проблем убирают, это, конечно, хорошо", — резюмирует эксперт.