В ожидании чуда: что ВСМ Москва – Петербург даст регионам

Регионы рассчитывают на свой кусок пирога под названием ВСМ. Одним из главных выгодоприобретателей эксперты называют Новгородскую область. Наш корреспондент зафиксировала, как сейчас выглядят места, которые магистраль изменит до неузнаваемости, и выяснила, к чему готовятся региональные власти.

Ещё не так давно появление высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург было вопросом чисто гипотетическим. Однако ряд поручений и событий, случившихся в этом году, дают понять, что проектом занимаются всерьёз. Благодаря скоростной магистрали из одной столицы до другой можно будет добраться всего за 2 часа 15 минут (сейчас "Сапсаном" можно доехать за 4 часа). Поезда будут ходить с интервалом 10–15 минут, и к 2030 году (запуск первых поездов намечен на 2028 год) пассажиропоток между Петербургом и Москвой увеличится на 35 % — до 43,4 млн пассажиров. Расходы на реализацию проекта составят порядка 2 трлн рублей.
Магистраль пройдёт через Моск­ву, Московскую, Тверскую, Новгородскую, Ленинградскую области и Санкт-Петербург. Каждый из регионов финансово поучаствует в концессии по строительству. Крупными остановками на пути станут Тверь и Великий Новгород. Последний считается чуть ли не главным выгодоприобретателем, поскольку изначально ВСМ не должна была приближаться к нему вовсе.

На кого работаешь?

На вопрос, какова основная цель реализации ВСМ: развитие регионов или связь двух столиц, в пресс-службе РЖД отвечают, что это повышение транспортной доступности и создание факторов развития регионов.
"Практика строительства ж.–д. инфраструктуры в России и в мире показывает, что возведение новой инфраструктуры способствует развитию территорий. Эффекты от реализации проекта для регионов будут отражены в росте качества жизни и производительности труда, рынка труда и рынка сбыта, туристического потока, в повышении уровня безопасности движения, улучшении транспортной доступности территорий, росте жилищного строительства и социальной инфраструктуры. Вышеуказанные эффекты приведут к приросту налоговых поступлений в регионах", — прокомментировали "ДП" в пресс–службе РЖД.
Да и сама стройка ВСМ — уже драйвер развития регионов, по которым она пройдёт. Поскольку это деньги в экономику, дополнительные рабочие места, налоговые отчисления, плата за использование и прочее. Так же было и со строительством скоростной платной магистрали М-11 "Нева". Есть тут, правда, и обратная сторона медали — истории с незаконными мигрантами и карьерами, рекультивация земель ложилась потом на плечи регионов. Правительство Новгородской области, в частности, намерено в этот раз такого не допустить. Власти считают, что за период стройки и первые 20 лет эксплуатации ВСМ бюджет региона может получить более 154 млрд рублей дополнительных налоговых поступлений.
Однако есть исследования, согласно которым появление ВСМ в маленьких городах не даёт особого эффекта: остаётся всё примерно по-прежнему, единственное — только меняется демографическая структура населённых пунктов. Потому что это транспорт, который просто связывает две большие агломерации, и всё. Так, в частности, было со скоростными поездами в Китае и с поездом между Парижем и Марселем.
В то же время, если повезло находиться рядом с этой магистралью, нужно этим пользоваться, а не оставаться в стороне. Региональные власти придерживаются такой позиции.

Волшебный пинок

Так, новгородские чиновники к приходу ВСМ готовятся основательно. Власти заказали подготовку нового генплана Великого Новгорода с учётом развития агломерации — в неё войдут ряд сельских поселений Новгородского района. В том числе деревня Подберезье, находящаяся в 15 км от Новгорода. Именно здесь расположится остановка ВСМ Великий Новгород.
"Генплан нужен уже сейчас для развития города и без учёта ВСМ. Но магистраль дала всем "волшебный пинок". Были выделены деньги и наняты профессионалы. Если бы не ВСМ, думаю, мы бы ещё долго не решились заняться этой проблемой", — говорит директор Центра развития городской среды Новгородской области Константин Терентьев, отмечая, что идёт комплексная работа над всей градостроительной документацией города и Новгородского района. Меняются Правила землепользования и застройки, а также местные нормы градостроительного проектирования.
Учитывать Новгородский район необходимо, чтобы скорректировать застройку и исключить создание "человейников" с рекламой "пять минут до ВСМ". Власти хотят, чтобы это были интересные "ворота" в Великий Новгород и чтобы город не превратился в спальный район Петербурга.
Конкретное месторасположение будущего вокзала ВСМ в Подберезье ещё не утверждено. Сейчас он запланирован ближе к реке Волхов, с правой стороны от трассы М-10 "Россия" (если двигаться из Новгорода в Петербург). Новгородская область предлагает рассмотреть возможность его переноса на левую сторону от трассы, чтобы он оказался на пересечении с существующей железнодорожной веткой Чудово – Великий Новгород.
"Таким образом получится примыкание одной ветки к другой и из Новгорода без пересадок можно будет выйти на скоростную ВСМ в сторону Петербурга. Сейчас поезд "Ласточка" едет 3 часа 15 минут, скоростная, в выходные дни, — 2 часа 15 минут.
Без учёта модернизации существующей ветки до Петербурга можно будет доезжать за час: полчаса от вокзала до ВСМ и ещё полчаса по ВСМ. В 3 раза получится сократить время в пути до Петербурга. Это самый идеальный вариант", — считает зампредседателя правительства Новгородской области Станислав Шульцев.
Если не получится пустить прямые поезда из Великого Новгорода, то по существующей железнодорожной ветке планируется запустить шаттл от вокзала в центре города до ВСМ. Без переноса остановки в Подберезье на левую сторону пустить такой шаттл будет крайне сложно и дорого и останется вариант с подвозом людей автобусом по выделенной полосе. Но и тут всё непросто, потому что расширять Большую Санкт-Петербургскую улицу в Великом Новгороде, ведущую в центр города, некуда. Ещё один прорабатываемый вариант шаттла — трамвай, но он видится чиновникам самым дорогим и сложно реализуемым.
"Рассматривается возможность приоритета для шаттлов, которые будут доставлять пассажиров к ВСМ. Но как это будет выглядеть точно, пока сказать сложно", — отмечает Шульцев.

Магазинчик у дороги

И всё же давайте пофантазируем. Сегодня деревня Подберезье представляет собой скорее точку на федеральной трассе М-10 с алкомаркетом "Красное и Белое", "Пятёрочкой" и кафе "ПитьБа" по названию одноимённой реки. В хрущёвках и частном секторе здесь проживает 2–3 тыс. человек. По другую сторону трассы расположен бывший крупнейший завод IKEA (ныне принадлежит гендиректору петербургской группы компаний "Слотекс" Вадиму Осипову). Но если о нём не знать, то и не заметишь. Для новгородцев Подберезье ещё и привычный ориентир: минут двадцать езды — и они дома.
Сюда-то пассажиры и будут приезжать по ВСМ. Лас-Вегаса здесь ждать не стоит, конечно, но территория, видимо, преобразится колоссально. Чиновники не исключают появления, например, мегакинотеатра или аквапарка. Последний, к слову, не могут построить в Великом Новгороде десятилетиями, и для местных жителей это уже некий триггер.
"Появится, безусловно, развлекательная функция, часть индустрии гостеприимства для встречи гостей. Возможно, будет технопарк, бизнес-история. Можно сделать деловой центр, почему нет? Не обязательно всем в Новгород ехать для тех же переговоров", — считает Константин Терентьев.
Плюс рядом расположена особая экономическая зона (ОЭЗ) "Новгородская", ВСМ может работать и для неё. Поэтому будет актуален какой-нибудь конгресс-холл. "Это нормальный сценарий, который отработан в других городах и агломерациях и вполне применим для Подберезья. Пытаемся сейчас всё занормировать, обозначить правила игры для развития, которые будут устраивать нас и работать на развитие города. К ВСМ подойдём во всеоружии", — отмечает Терентьев.
По словам главы Новгородского района Александра Дементьева, развиваться будет не только Подберезье, но и прилегающая к городу локация: Трубичино, Витка, Чечулино. Она вся попадает под изменения ПЗЗ и генплана.
"Помимо этого, в получасе езды есть усадьба "Онег" Сергея Рахманинова, на которую уже сегодня есть инвесторы, готовые возродить этот прекрасный уголок. Они планируют построить здесь гостиницу и зал для проведения музыкальных мероприятий. Вдоль Волхова — красивейшие места, и здесь уже начали организовывать различные кемпинги, глэмпинги и так далее. На левом берегу немало земель сельхозназначения и есть запрос на перевод её в другую категорию, но мы пока не разрешаем. Интерес колоссальный. И многие туристы сделают выбор в пользу отдыха на природе, а не в самом Новгороде", — говорит Дементьев.
Власти за собой оставляют строительство социальной инфраструктуры, которая станет необходима при развитии этой территории: детские сады, школы, дома культуры. Появление торговых центров, развлекательных историй, баз отдыха, рекреационных зон лежит на плечах бизнеса. И он, по словам главы Новгородского района, уже заявляет о себе: из Москвы, Петербурга, Твери, Пскова и Вологды. Однако всех карт чиновники пока не раскрывают — деньги любят тишину.
"Сегодня есть определённые ограничения с точки зрения выделения земельных участков. Мы начнём выделять их только тогда, когда будет точное понимание трассировки и когда мы сделаем генплан и ПЗЗ. А дальше всё через торги", — отмечает чиновник.

Историческая справедливость

Хотя ВСМ и пройдёт чуть в стороне от Великого Новгорода, основной интерес пассажиров будет, конечно, к самому городу, а не к Подберезью. Сегодня население города составляет порядка 222 тыс. человек. По заявлению губернатора Новгородской области Андрея Никитина со ссылкой на аналитиков Сбербанка, строительство ВСМ поспособствует росту населения областного центра примерно до 500 тыс. человек. Даже если итог не окажется столь амбициозным, рост населения и до 300 тыс. станет вызовом для Новгорода.
По словам Константина Терентьева, должен будет измениться въезд в город со стороны ВСМ. Вероятно, потребуется реновация промзон на севере, потому что это "въездные ворота" в город.
"Преобразится центральный автовокзал, если сюда будут приходить шаттлы. Он, возможно, поменяет свою функцию: это будет не чисто вокзал, а отдельная остановочная станция, где могут разместиться и гостиница, и кафешки, и рестораны, — считает Терентьев. — Вырастет в целом роль общественных пространств и благо­устройства, потому что петербуржцев к нам будет объективно много приезжать. Хотя бы на один день погулять, сменить "картинку". Вырастет роль МСП в виде общепита, сувениров, индустрии коротких впечатлений. Есть немаленькая вероятность, что вырастет спрос на коворкинги, где люди смогут поработать. Удалёнщиков сейчас много. Возможно, многие захотят на этом фоне, когда до столиц ехать час–два, переехать в Новгород. Возможно, разовьётся IT-кластер и другие индустрии, где велика доля удалённой работы".
Преобразится и железнодорожный вокзал в Великом Новгороде. Если будет запущен шаттл из Подберезья по железной дороге, то, возможно, будет ещё несколько остановок по пути, в частности у будущего кампуса НовГУ. Есть желание у чиновников продлить этот шаттл до южного пригорода — Панковки, потому что этот район тоже развивается и, возможно, когда-то вой­дёт в состав Новгорода.
Помимо этого, участок трассы М-10 от Великого Новгорода до Подберезья будет весь четырёхполосным. В этом году ФКУ "Упрдор "Россия" уже приступило к расширению, в следующем работы будут закончены.
"Регион со своей стороны подготовит дорожную инфраструктуру, подъезды к вокзалу в Подберезье, вне зависимости от того, где именно его разместят. Аналогичная обязанность у Новгородской области и по второй станции ВСМ в регионе — Валдай, которая расположится максимально близко к съезду с М-11 в Угловку. До Валдая будет 38 км, планируется запустить шаттлы от остановки ВСМ. Будем активно работать с объектами гостеприимства, которые расположены в Валдайском районе, чтобы они закупали свои шаттлы", — говорит Станислав Шульцев.
На границе Новгородской и Ленинградской областей планируется разместить станцию Тигода, километрах в двадцати от которой, в небольшом посёлке Тёсово-Нетыльский, находится любопытный музей Тёсовской узкоколейной железной дороги, созданный энтузиастами. На базе узкоколейки местного торфопредприятия, по которой можно прокатиться, собрана интересная коллекция железнодорожной техники. Когда больше 10 лет назад музей создавался, посёлок был "медвежьим углом" на севере Новгородской области: под вопросом было пригородное железнодорожное сообщение, посёлок и автомобильные дороги были в ужасном состоянии.
Но с появлением музея интерес к мес­ту проявился в том числе и у властей — появилась нормальная дорога, наладилось железнодорожное сообщение. Приток людей был и с запуском трассы М-11. Схожего эффекта ждут и от ВСМ, хотя станция Тигода и будет технической, без высадки пассажиров.
"Станция в Подберезье будет от нас в получасе езды. Если будет подвязанная под поезда логистика, а она должна быть, то добраться до музея станет ещё проще и быстрее. Да, стоимость билетов на ВСМ кусается, но у нас продукт эксклюзивный. Это не просто экскурсии по музею, это и программы с прогулками по болотам, с изучением торфяной техники, поездки в вагоне-столовой и пр. Мы готовы работать и на бизнес-сегмент", — говорит директор музея Алексей Помигуев.
В Ленинградской же области разместится только одна станция ВСМ — Жаровская. Её планируется построить у маленькой деревни Жары в Тосненском районе, население которой — полсотни душ. Она стоит на обочине трассы М-10 и ничем не примечательна: покосившиеся и не очень избушки. По информации пресс-службы РЖД, сейчас Жаровская ВСМ не входит в число технических станций (ещё возможны корректировки. — Ред.), однако представить, как здесь расцветает жилищное строительство, бизнес и туризм, пока сложно.

Ключевой вопрос

Эксперт транспортного развития территорий ООО "Лабград" Илья Резников не ожидает от ввода в эксплуатацию ВСМ каких–либо быстрых существенных изменений и считает, что основной эффект от линии будет очень сильно зависеть от политики стоимости билетов. Чем дешевле они будут стоить — тем больше может быть эффект. По словам Станислава Шульцева, есть договорённость, что в 2028 году проезд по ВСМ из Петербурга в Москву будет стоить не более 8,9 тыс. рублей, а из Петербурга до Великого Новгорода — не более 1,8 тыс. Измениться эти цифры не должны.
"В сравнении с ценами на сегодня эта сумма не выдерживает критики — это грустно и смешно. Билет не может быть дороже "Сапсана", а если ставится цель добиться каких-то эффектов для регионов, то билеты должны быть не дороже плацкарта, — считает Резников. — Мне доводилось плотно работать с городом Окуловка, это райцентр в Новгородской области, где и сегодня останавливаются "Сапсаны", но едва ли это там вообще чувствуется. Для местных такие регулярные поездки запредельно дороги. И даже петербуржцы или москвичи в своей массе не согласны ездить туда, например, на дачу каждую неделю. Хотя "Сапсан" из Петербурга туда идёт всего 1,5 часа. Просто "Сапсан" до Окуловки стоит не менее 3 тыс. в один конец (и ещё билеты нужно заранее покупать), а электричка, которая куда-то едет те же самые 1,5 часа, стоит всего 250 рублей".
По мнению Резникова, ВСМ, как она рисуется сегодня, — это скорее транспорт для жителей столиц и туристов, которые действительно быстрее и в большем количестве смогут попадать и в тот же Новгород, и в окрестности других проектируемых станций (всего их планируется 16, в том числе три технические), если там будут объекты, способные их привлечь.
"Нельзя подходить к созданию и эксплуатации ВСМ только как к экономическому проекту. Она действительно может быть инструментом развития территорий, в том числе и достаточно депрессивных, в случае если будет применён комплексный подход, что может включать в себя и низкие цены на билеты до промежуточных станций, и, например, какие–то иные стимулирующие меры по развитию бизнеса для территорий, окружающих будущие станции", — говорит эксперт.