Участники и гости Петербургского экономического форума меняют привычки: шампанскому предпочитают крепкий алкоголь, а европейским маркам – китайский автопром. "ДП" спросил у ведущих игроков рынка, помогает ли это им заработать.
Если среди местных жителей принято иронизировать над тем, что ездить по городу в дни форума не стоит, то для всех представителей HoReCa наступает золотое время и каждый старается урвать свой кусочек от этого пирога.
Где жить
По словам большинства представителей локального рынка, форум вносит большой вклад в их бизнес. Например, если говорить о гостиничной сфере, то, по данным инструмента "Аналитика гостиничного рынка" Hotel Advisors, загрузка в отелях Петербурга на время ПМЭФ с 5 по 8 июня увеличилась на 5% в сравнении с прошлым годом и составила 81%. Но, как отмечает сооснователь и руководитель Hotel Advisors Сергей Данильченко, нужно учитывать, что в этом году на рынок апартаментов было выведено более 2000 юнитов, что также повлияло на объём.
Понятное дело, что деловые туристы всегда оставляют в 2 раза больше денег, чем обычные отпускники. Но и к отелям предъявляется много требований. Несмотря на то что место действия форума располагается за КАД, гости предпочитают жить поближе к центру, где можно прикоснуться к роскоши. Для понимания: как ранее писал "ДП", в дни ПМЭФ стоимость четырёх ночей в историческом центре может доходить до астрономических сумм: от 712 тыс. до 4,41 млн рублей в зависимости от класса номера и количества спальных мест.
Владелец и генеральный менеджер гостиницы "Гельвеция" Юнис Теймурханлы рассказал "ДП", что в этом году загрузка во все дни ПМЭФ составляла 100%. В гостинице продавали пакетное размещение на трое суток, 5–8 июня, но уже в преддверии форума — 4 июня — было занято 98% номеров. По словам собеседника, в этом году частота бронирования в "Гельвеции" на период форума достигла уровня 2019 года. Но есть и очевидное отличие — состав участников меняется. Так, на минувшем форуме в отеле на улице Марата в основном жили россияне — это и госчиновники, и главы крупных компаний, вип–гости и так далее. Именно с отсутствием иностранцев в гостинице связывают ещё одно отличие этого года — глубина продаж стала существенно ниже, чем была до пандемии.
"Глубина бронирования номеров на дни форума резко упала. Сейчас номера продаются в среднем за 1,5–2 месяца, так как командировки на Экономический форум чиновникам подписываются в последний момент, как правило, за 2–3 недели",— добавил Юнис Теймурханлы.
Но есть и минус, о котором говорят многие представители рынка HoReCa. Не секрет, что в Петербурге резко сезонный спрос, а ПМЭФ проводится как раз в разгар туристического сезона. То есть и без проведения Экономического форума отели в этот период имеют высокую заполняемость, которая позволяет сдавать номера туристам по хорошим ценам. Крупное деловое мероприятие гораздо больше помогло бы отелям осенью или зимой.
“
"Мы неоднократно обращались к властям города с просьбой перенести форум на низкий сезон, потому что тем участникам, которые на него приезжают, в общем–то всё равно, когда он проходит, они в любом случае приехали бы. Но такова политическая воля, и, очевидно, есть запрос на то, чтобы показать наш город во всей красе именно летом. Поэтому с этим мы ничего сделать не можем и уже смирились. Но экономика такова, что, как правило, выручка за эти 3–4 дня составляет примерно от 8 до 10% всех доходов отеля за год. В связи с этим ПМЭФ носит абсолютно жизненно важное значение для всей городской индустрии HoReCa",— считает Юнис Теймурханлы и добавляет, что то же самое касается и ресторанной сферы, потому что неограниченный поток платёжеспособных клиентов очень благоприятно влияет на экономику всей индустрии.
Где пить
В обязательную программу любого уважаемого гостя ПМЭФ входит ужин в ресторане (на обед, как правило, времени мало кому хватает). Поэтому в городских ресторанах уровня выше среднего в дни форума столы активно резервируются участниками и вип–гостями. Как отметил в беседе с "ДП" управляющий рестораном "Палкинъ" Евгений Кожухов, форум вносит огромный вклад в развитие экономики города, а деловой туризм приносит ощутимую прибыль для всей ресторанной сферы. Так, почти все гости форума предварительно бронируют столы. Более того, есть и те, кто заранее делает бронь одновременно в нескольких ресторанах, а по итогу приходит только в один. Избежать такой ситуации помогает формат невозвратного депозита.
"Что касается среднего чека: если в обычное время он колеблется в диапазоне от 4 тыс. до 8 тыс. рублей, то в дни ПМЭФ он растёт и может достигать 8–15 тыс. рублей. Вместе с тем мы отмечаем, что в сравнении с прошлым годом сейчас во время форума заметно просела доля покупки дорогих вин — бутылки дороже 15–20 тыс. заказывают намного реже. Это касается и резервных видов шампанского (Cristal, Dom Perignon). Несмотря на всплеск деловой активности, гости в этом году были осторожны, аккуратны, налегали на крепкий алкоголь", — поделился Евгений Кожухов и добавил, что в дни форума заметно вырастает и цена аренды отдельного зала. Например, его стоимость в некоторых ресторанах может достигать 2–3 млн рублей.
Впрочем, в комитете по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга сдержанно констатируют в разговоре с "ДП", что влияние форума на заполняемость общепита просто статистически не может быть столь значимым, каким кажется. Так, если в начале июня в Петербурге находилось порядка 850 тыс. туристов, то число участников ПМЭФ, по официальным данным, составляло только 21 800 человек. Это всего 4% от турпотока, которые не могут радикально повлиять на общую картину.
Однако в сфере кейтеринга, напротив, отмечают, что деловой туризм весьма привлекателен для экономики города. В компании Caramel Catering, которая ежегодно участвует в качестве подрядчика на стенде Санкт–Петербурга, поделились, что ПМЭФ является для них якорным мероприятием с бизнес–трафиком, а для любой кейтеринговой компании участие в форуме — это вызов и новый опыт для команды.
Высоко оценивают значение ПМЭФ для сферы гостеприимства и в компании LADOGA. Так, президент компании Вениамин Грабар подчеркнул "ДП", что мероприятие, безусловно, оказывает положительное влияние на городской бизнес — на инвестклимат и инфраструктуру гостеприимства в целом. К слову, в рамках форума компания заключила с городом соглашение, согласно которому один из крупнейших производителей и импортёров алкогольной продукции построит производственно–складской комплекс по изготовлению продукции на участке 12,5 га. Как пояснили в компании, это позволит "совершенствовать производство, вкус и качество выпускаемой продукции, постоянно развивать линейки брендов, выводя на рынок новые продукты".
И всё–таки игристое не осталось не у дел. Что касается предпочтений гостей форума, как отметил Вениамин Грабар, "существеннее всего растут продажи игристого вина, как дорогого — из региона Шампань для самых важных гостей, — так и популярных проверенных категорий игристого: Просекко и Кавы на welcome, например".
Как ездить
Выгода распределяется на все сферы не одинаково равномерно. Так, по словам учредителя, гендиректора компании "Авто Менеджмент" Дарьи Шаченок, влияние Экономического форума на малые предприятия сокращается в связи с тем, что у фонда "Росконгресс" есть спонсорские машины. Например, в этом году это были Hongqi. А всё десятилетие до этого флагманами форума были Mercedes–Benz.
Одной из веских причин, по которой участники отказываются от аренды автомобилей у прямых поставщиков, стала даже не стоимость, а тот факт, что арендовать аккредитованную "Росконгрессом" машину быстрее, чем брать её у поставщиков. Так, участник форума скорее предпочтёт заказать автомобиль у организатора мероприятия в личном кабинете, не тратя время на регистрацию автомобиля от поставщика. В связи с этим за последние несколько лет заказы у прямых поставщиков заметно сократились.
"К счастью, у нашей компании сохранились постоянные клиенты, которые работают с нами. Их число тоже сокращается, но не из–за роста стоимости транспортных перевозок, а из–за того, что это были иностранные компании, которые теперь не приезжают на ПМЭФ. Например, ранее мы работали с Международным банком",— поделилась Дарья Шаченок.
Что касается марок, то за последнее десятилетие чаще всего арендовали в сегменте бизнес–класса Toyota Camry чёрного цвета, представительские Mercedes–Benz E–класса также чёрного цвета и такие премиальные автомобили S–класса, как Mercedes–Benz и Maybach. В ближайшие годы тенденция сменится и заказчики перейдут на другие виды машин, потому что все вышеперечисленные стало сложно обслуживать, ремонтировать и страховать. Эксперт прогнозирует, что спрос на европейские марки продолжит падение, а поставщики уже задумываются о покупке продукции китайского автопрома.