Смольный запланировал построить автовокзал на севере Петербурга к 2031 году

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

На пустыре за ТЦ "Парнас–сити" всё–таки появится автовокзал. Но не ранее 2031 года.

Комитет по транспорту Петербурга предлагает внести строительство автовокзала у станции метро "Парнас" в городскую программу по развитию транспортной системы. Соответствующий проект постановления правительства Петербурга поступил на антикоррупционную экспертизу.
Всего на автовокзал выделят 85 млн рублей бюджетных инвестиций. В 2028 году, согласно документу, начнутся проектно–изыскательские работы. На них потратят 7,46 млн рублей. Само строительство планируют на 2030–2031 годы. Обойдётся оно, по оценке чиновников, в 77,6 млн рублей.
Идее построить автовокзал в Парголово даже больше лет, чем станции метро "Парнас". Объект включили ещё в генеральный план Санкт–Петербурга редакции конца 2005 года, однако реализация проекта несколько раз переосмыслялась и откладывалась.
В 2008 году ООО "Сидней", на тот момент входившее в девелоперский холдинг STEP, получило участок 8 га на Парнасе под строительство делового комплекса с офисными зданиями, гостиницей, конгресс–центром и 100–метровой башней. При этом Смольный выделил землю с условием возведения автовокзала как "социального обременения". Тогда директор по маркетингу входящего в STEP бюро SIB Видия Железнов приводил в качестве референса планируемого комплекса центр Campi в Хельсинки. Общие инвестиции в кластер оценивались в $300 млн.
В 2011 году проект начали упрощать из–за сложностей при согласовании инженерных сетей. Из планов вычеркнули небоскрёб, конгресс–центр и гостиницу, в итоге он стал убыточным. В 2014 году ООО "Сидней" продали бизнесменам Эльшану Киржанову и Ильхану Гаджиеву.
Под началом новых владельцев бизнес–кластер в финском стиле преобразился в типовой ТЦ "Парнас–сити", открывшийся в 2018 году. В том же году собирались ввести в строй и автовокзал, но сначала срок отодвинулся на 2020 год, а потом и вовсе на неопределённое время. К тому же за этот период изначальная концепция автовокзала с перроном на 20 автобусов, зданием вместимостью 2 тыс. человек и перехватывающей парковкой на 1 тыс. машино–мест ужалась до павильона ожидания с кассами и отдельно стоящего платного паркинга.
В 2019 году "ДП" включил транспортно–пересадочный узел на Парнасе в число знаковых долгостроев Выборгского района. До сих пор вместо автовокзала за ТЦ "Парнас–сити" располагается пустырь.
Текущая итерация предполагает строительство многоуровневого паркинга и автобусной станции, поясняют в комитете по транспорту. "Сейчас ведётся работа по включению проекта в госпрограмму, после чего будет выделено финансирование на строительство. Непосредственно реализацией займётся СПб ГКУ “Городской центр управления парковками” после выхода соответствующего распоряжения", — рассказывают в ведомстве.
В октябре 2023 года директор Научно–исследовательского и проектного центра генплана Петербурга Юрий Бакей напомнил, что концепция транспортной системы города предусматривает появление двух новых автовокзалов — северного у станции метро "Парнас" и южного возле "Купчино". И если первый до недавнего времени казался окончательно забытым, то второму повезло больше.
В ходе ПМЭФ–2018 Смольный подписал с ООО "Вернисаж" Шахмурада Джабраилова соглашение о строительстве автовокзала "Южный" у станции метро "Купчино". Объём инвестиций оценивался в 4,1 млрд рублей. Изначально ввести его в строй собирались к 2024 году, но только в мае этого года ООО "Вернисаж" получило разрешение на строительство объекта. Оно действует до сентября 2026–го.
Единственный действующий автовокзал в Петербурге находится в центре города на Обводном канале. Перемещение автобусных станций на городские окраины — это логичный шаг, так поступают во многих городах, говорит транспортный аналитик Владислав Булгаков. "В Петербурге это стоило сделать давно. Автовокзал на Обводном станет ненужным, если откроются два обсуждаемых объекта. Купчинский требуется городу даже больше, потому что северное направление сейчас менее популярно", — считает эксперт.