Несмотря на множество новых вкраплений, средняя высота застройки центра Петербурга держится на уровне около четырёх этажей. Застройка в основном идёт на периферии, где сосредоточена большая часть высотных зданий.
С 2018 года зданий и сооружений в Петербурге стало больше на 6%, или на 8,9 тыс. Всего в городе теперь насчитывается 162 тыс. построек. Большая часть новых зданий относится к пригородным районам. 25% изменений произошли в Пушкинском районе. По 12% — в Петродворцовом и Курортном. Далее следуют Красносельский, Выборгский и Приморский районы. Центр города преобразился меньше. Что касается муниципальных образований, больше других пополнились домами Павловск, Пушкин, Петергоф и Сестрорецк. "ДП" отобразил предполагаемые зоны нового строительства на карте.
Какие новые названия появились в городе
Вместе с числом домов на 3% (или примерно на 200 наименований) увеличилось число топонимов, то есть названий улиц и других объектов городской среды.
Так, в Юнтолово появилась Вепсская улица. У "Лахта Центра" — Воздушная, на юго–западе — Генерала Кравченко и Владимира Пчелинцева. На карте также появились названия около 20 мостов, в том числе сравнительно крупных, таких как Яхтенный (хотя его назвали так ещё весной 2018–го, в информационные системы он попал не сразу). Всего же в Петербурге геонимов около 6 тыс. Изменения также коснулись старой застройки. Судя по подсчётам "ДП", с июля 2018 года в Петербурге стало меньше примерно на 300 дореволюционных зданий. Ежегодные списки "Живого города" фиксируют за тот же период более 60 сносов зданий и дворовых корпусов (включая демонтаж отдельных литер и частичный демонтаж). В эти списки попадают самые заметные сносы.
Как застроен Петербург
Сегодня в административных границах мегаполиса около 162 тыс. зданий и строений, из них площадью более 100 м² — 73,7 тыс. Сегодняшний Петербург — на 60% малоэтажный город.
Здания делятся примерно пополам на жилые и нежилые. Больше всего в Северной столице одноэтажных построек — их 27% (43,6 тыс.). Двух– и трёхэтажные здания в сумме составляют ещё почти столько же. Пятиэтажек — около 5% (8,6 тыс.), девятиэтажных зданий — 2% (2,7 тыс.). В городе около 4,3 тыс. домов выше 10 этажей. Зданий выше 20 этажей — около 420. Средняя высота зданий в Петербурге составляет 2,8 этажа.
Средняя площадь здания составляет 2150 м2. Больше всего домов кирпичных обыкновенных (35 тыс.), следом идут рубленые из брёвен диаметром 22 см (8,2 тыс.). Крупнопанельных домов 2,9 тыс. Больше всего домов в Петербурге было построено при Валентине Матвиенко, в 2008 году (2,8 тыс.). Тогда был превышен предыдущий рекорд 1960 года (2,6 тыс. домов).
Также много домов значатся построенными в предреволюционную эпоху, что связано, скорее всего, с особенностью технического учёта (года постройки для дореволюционных зданий часто не детализировались).
12,3 тыс. зданий в городе числятся построенными до 1917 года включительно. Самое старое отдельно стоящее здание в Петербурге (официально) относится к 1712 году. Это собор в Петропавловской крепости.
Ненамного больше зданий относится к сталинской эпохе (13,2 тыс.). Сейчас всё идёт к тому, что такие постройки начинают брать под защиту: и как памятники архитектуры, и в новой редакции городского закона о зонах охраны. Одним из стимулов к тому послужил снос в 2022 году опытной станции авиации в "Ленэкспо".
Как застроен центр Петербурга
В четырёх центральных районах (Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском и Центральном) расположены 18 тыс. зданий. Средняя высота здания в этих районах составляет 3,8 этажа. Одноэтажных зданий 27% (4,4 тыс.), пятиэтажных — 16% (2,5 тыс.), шестиэтажных — около 10% (1,7 тыс.). Зданий высотой 10 этажей и выше насчитывается около 3% (486 штук). Самая высокая постройка в четырёх упомянутых выше районах по числу этажей — 28–этажная. Это возведённый в начале 2000–х жилой многоквартирный комплекс на ул. Кораблестроителей, 32, корп. 1.
7,7 тыс. зданий в центре (42%) числятся дореволюционными. Прежде таких зданий насчитывалось 7,8 тыс. Большая часть из дореволюционных зданий (3,2 тыс., или больше 40%) четырёх– или пятиэтажные.
Самое высокое формально историческое здание в центре — 11–этажный гостиничный комплекс на пр. Римского–Корсакова. Хотя здание было построено в 2005 году, в него был включён фрагмент исторического фасада, что, видимо, и позволило учесть его как историческую постройку.
Как мы считали
"Деловой Петербург" получил приведённые выше результаты, сопоставив две редакции "Единой адресной системы зданий, строений Санкт–Петербурга" — первую и, на текущий момент, последнюю. Это база данных не только собственно адресов, но и некоторые другие сведения о постройках. Судя по всему, она используется как основа Геоинформационной системы Петербурга. Первая версия относится к июлю 2018 года, то есть ко времени перед назначением временно исполняющим обязанности губернатора Петербурга Александра Беглова. Последняя версия выпущена в нынешнем месяце. Стоит отметить, что собранные сведения приблизительны, так как изменения могут вноситься не только в связи со сносом и новым строительством, но и в связи с уточнением данных. Кроме того, только для 80% зданий во всём городе (и для 90% в центральных районах) нам удалось получить количество этажей и другие параметры.
Что будет дальше
В конце 2023 года губернатор Петербурга Александр Беглов подписал закон о новом генеральном плане города. Сам градоначальник в интервью "ДП" говорил, что этот документ, в частности, "остановит уменьшение промышленных территорий, начавшееся после распада Советского Союза". Кроме того, для губернатора важно, что снижена высота застройки для кварталов хрущёвок — они переведены из многоэтажной застройки в среднеэтажную.
В свою очередь главный архитектор института "Горпроект" Филипп Никандров отмечал в своей колонке для "ДП", что через несколько лет в Петербурге начнёт набирать темп массовое высотное строительство. Зодчий сделал такой прогноз на основании того, что Петербург воспроизводит градостроительные процессы вслед за Москвой, но с опозданием в несколько лет.
По прогнозу Никандрова, в связи со слабыми грунтами массовый характер будет иметь застройка до 40 этажей, а 50–60 этажей будут отдавать налётом "уникальности и премиальности".
“
Если учитывать, что у нас в Петербурге несколько тысяч исторических зданий, сносы пока что носят единичный характер. Это связано и с тем обстоятельством, что застройщики сейчас перенесли свою активность в серый пояс и пригородные районы. Что касается загородной застройки, то основная угроза от неё связана не со сносом исторических зданий, а с опасностью перенаселения города. Здесь можно вспомнить создание целого пояса городов–спутников, которые появляются не только на территории собственно Петербурга, но и на соседней территории Ленинградской области: Бугры, Мурино или, например, Новосаратовку с посёлком имени Свердлова. Они, как правило, "садятся" на вылетные магистрали, и дальнейшая застройка таких мест может способствовать транспортному коллапсу. Если говорить об исторических пригородах вроде Усть–Славянки, они в любом случае в нынешних условиях не сохраняются с точки зрения наследия, и приход застройщиков не представляет для них главную опасность. Условно говоря, если земля в подобных пригородах находится в частной собственности и отведена под индивидуальное жилищное строительство, а не под многоквартирную застройку, там и в таком случае обычно всё ломается.
Дмитрий Литвинов
координатор "Живого города"
“
Разрастание города — это вещь неизбежная. Любой организм либо растёт, либо сжимается. Как правило, промежуточного периода нет, либо он очень короткий — либо одно, либо другое. Если город растёт, развивается, значит у него есть будущее и перспектива. Проблема не в самом росте, а в том, как он обеспечен с точки зрения всех позиций градорегулирования. Это включает в себя экономическую, культурную, транспортную составляющие. Важно и то, как город растёт с точки зрения прибавления населения: он прибавляет его сам, внутри себя, или же с точки зрения внутренней или внешней миграции? Если проводить параллель с ростом живого организма: это рост живого организма или раковой клетки? Рост города должен быть обеспечен по всем позициям. А если и есть отставание, оно не должно создавать жителям города проблем. По моим впечатлениям, в Петербурге есть отдельные точки роста, которые не отвечают тем критериям, о которых я вам сказал. С моей точки зрения, такими были районы Мурино и Парнаса. Сейчас ситуация там исправляется, хотя возможно ли в полной мере её исправить — вопрос открытый. Город–спутник Южный — тоже странное образование, где, с моей точки зрения, во главу угла может быть поставлена выгода конкретного субъекта, а не рост всего организма.
Александр Кицула
архитектор