Бары в центре Петербурга постепенно уступают первенство фастфудам. Но в наиболее привлекательных для туристов местах питейных заведений всё ещё больше.
Количество заказов на предприятиях общепита категории "фастфуд" за год в Петербурге возросло на 7%, а средний чек увеличился на 4%, сообщил "ДП" руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев. Выручка, по его данным, возросла на 11%.
В историческом центре при том же росте количества заказов средний чек вырос на 7%, а выручка — на 15%. "Объекты в исторической части города демонстрируют более высокую динамику, что связано с концентрацией туристов", — отметил Васильев.
По его мнению, в целом одним из основных драйверов роста сегмента является развитие внутреннего туризма, в числе главных традиционных центров которого находится Петербург.
Где баров больше, чем фастфудов
Похоже, что развитие фастфудов приводит к перераспределению рынка. По подсчётам "ДП", прежде на карту OpenStreetMap в Центральном районе было нанесено примерно поровну баров и фастфудов. Так, в середине 2022 года число их составляло около 290 для каждой из этих категорий заведений. Но в последующем отмечалось больше фастфудов. Сегодня в Центральном районе обозначено около 360 фастфудов и около 310 баров.
При этом на карте центра есть места, где число баров до сих пор превосходит число фастфудов. Таково муниципальное образование "Литейный округ", где расположены известные барные улицы имени писателей — Некрасова, Жуковского и Маяковского.
Здесь в конце 2020 года бары оторвались от фастфудов и пошли вверх. А в 2024 году число заведений, классифицированных как бары, в Литейном округе превысило даже число ресторанов (99 против 92), что в целом для центра нехарактерно.
Похожая картина и на карте Владимирского округа, где расположена также известная своими заведениями ул. Рубинштейна. Здесь в 2023–м у баров случился кратковременный провал, но затем они снова приподнялись.
Обилие баров — специфика Цетрального района. В других районах фастфудов значительно больше. В то же время последнее время развитие этого сегмента в районе как будто замедлилось, новых мест фиксируется не много.
Какие бары и фастфуды открывались в центре
Так как объекты на исследуемой карте отмечают сами пользователи, как правило, это происходит с запозданием. Так что часть добавленных в 2024 году заведений открылась ещё в 2023–м. Так, в мае прошлого года в Центральном районе появилось заведение с шавермой и другой уличной едой "Борщ" на 1–й Советской ул. В июле того же года открылось заведение корейской еды Chicko в Щербаковом переулке. Под Новый год открылась сетевая точка "В лаваше" на углу Невского проспекта и Малой Садовой. Она обозначена как круглосуточная с кухней типа "кебаб". Весной нынешнего года на ул. Маяковского открылась сетевая чебуречная "Чебурекми".
Продолжали появляться и новые бары. В феврале 2023–го открылся музыкальный "Бар в Ладах" на Социалистической ул. В мае 2023 года на Жуковского появился бар "Синь" с азиатским уклоном. В июне того же года открылся бар Onegin Dvor во дворе дома Абазы на наб. Фонтанки. В апреле нынешнего года запустили пивной бар Letoroom на Лиговском пр. Поскольку речь, вероятно, идёт о территории под строительство нового ж.–д. вокзала, заведению вскоре может потребоваться переезд. В мае начал работу пивной бар HopHead Taqueria в Виленском пер.
В последних двух случаях бары позиционируют себя как заведения при пивоварнях.
Что и как едят в фастфудах
Рост рынка фастфуда налицо, за год появилось около 150 заведений, сообщила "ДП" генеральный директор "Лаборатории трендов" Елена Пономарёва. Этот рост стимулируется большой занятостью людей. Услуги фастфуда теперь воспринимаются не только как перекус на ходу, но и как полноценный завтрак, обед или ужин. Более активны федеральные сети.
Основная аудитория фастфуда — люди от 18 до 40 лет. Точки также популярны среди подростков от 13 до 18 лет. В центре фастфуды растут за счёт увеличения числа туристов. "Рестораны находятся чуть дальше от центра, его всё активнее захватывает именно быстрое и относительно недорогое питание", — говорит Пономарёва.
Что касается баров — это тоже для любителей экспериментов, но в напитках. Целевая аудитория баров пересекается с фастфудом (но, впрочем, сильнее она пересекается у фастфудов и кофеен), отмечает эксперт.
По её словам, в городе много сетей как русской национальной кухни, так и зарубежной. Активно растёт азиатская кухня. Гастрономические эксперименты привлекают к себе внимание, а в фастфуде они намного дешевле, чем в ресторане. Сегодня на фуд–кортах, в стритфуде (например, на фуд–траках) и в стационарных кухнях помимо привычных бургеров и шавермы можно увидеть китайскую, корейскую, сербскую, итальянскую, индийскую, греческую и многие другие "быстрые" кухни.
Сколько всего фастфудов в Петербурге
По подсчётам "ДП", в целом по городу на карту сегодня нанесено около 2,3 тыс. фастфудов и около 700 баров. Также насчитывается около 270 пабов. Кроме того, картографам известно около 3 тыс. кафе и 1,2 тыс. ресторанов. С 2018 года только кафе и фастфуды в целом по городу демонстрировали стабильный прирост.
Примерно в 50 барах, по сведениям посетителей, есть доступ к беспроводному интернету. Из них около половины находятся в центре. Фастфуды, судя по всему, оборудованы с этой точки зрения значительно лучше: около 180 из них готовы предоставить доступ ко Всемирной паутине посредством Wi–FI. На том же уровне по обеспеченности беспроводными сетями находятся рестораны и пабы. Среди кафе таких мест нанесли на карту около 200. Таким образом, выходит, что доступом к Wi–Fi оснащено около 10% заведений общественного питания в городе.
Под фастфудом составителями карты, с которой мы работали, понимаются "места, специализирующиеся на очень быстром обслуживании и еде навынос", а под барами — "заведения, которые продают алкогольные напитки для употребления в помещении" с "шумной и яркой атмосферой, похожей на вечеринку". Отдельно выделяются пабы. В них "обычно продают еду, которую также можно съесть на месте" и "нет громкой музыки, которая мешала бы разговору".
Бытование фастфуда проявляется не только в виде отдельных заведений, но и в виде целых их скоплений. Фуд–холлы, фуд–маркеты и рестохоллы идут в рост, сообщила "ДП" заместитель директора департамента консалтинга Nikoliers Евгения Кулеш.
Так, по её данным, с 2021 года число гастрономических пространств в Петербурге увеличилось с 11 до 27, а к 2026 году их станет 34. При этом общая площадь их приблизится к 100 тыс. м2.