С начала августа петербургские автошколы резко повысили стоимость обучения. Если раньше она в среднем составляла 22–25 тыс., то сейчас — около 60 тыс. рублей. Представители рынка утверждают, что это необходимо, так как прежняя плата не покрывала и части затрат. Тем временем претензии к автошколам возникли у депутатов и правоохранительных органов.
Депутат Законодательного собрания Санкт–Петербурга Алексей Цивилёв обратился по поводу повышения цен в автошколах в региональное управление ФАС. В разговоре с корреспондентом "ДП" он подчеркнул, что ему кажется очень странным, почему цены выросли только в Петербурге.
“
"В Москве, например, минимальный курс стоит 25 тыс. рублей, а повышенный, с большим количеством часов вождения, — 42–45 тыс. Непонятно, чем руководствовались петербургские автошколы. Даже не озвучено, на что эти средства будут потрачены. Автошколы — это рынок, а они пытаются вести себя как естественная монополия. Но все естественные монополии контролирует государство. А когда рыночные субъекты говорят, что они встретились и договорились об определённой стоимости услуг, то здесь могут быть признаки картельного сговора. Когда крупные игроки объединяются и начинают диктовать свои правила рынку, то за этим нужно внимательно следить. Я очень надеюсь, что Федеральная антимонопольная служба начнёт проверку", — говорит депутат.
Необходимые перемены
Основатель автошколы "ПроАвто" Александр Гусев отмечает, что увеличение цен — это уже давно назревший вопрос. Но в связи с деятельностью не совсем честных игроков рынка, которые демпинговали, многие автошколы боялись поднимать стоимость, чтобы не терять клиентов. Чтобы давать качественное обучение, инструктор должен что–то зарабатывать, обслуживать свой автомобиль, заправлять его. Всё это стоит денег. Цены на топливо, запчасти, автомобили выросли в разы.
"Но, наконец, директора автошкол приняли решение не демпинговать, а выставить более высокий ценник, который будет покрывать все расходы автошкол. До поднятия цен все работали за минимальные зарплаты, некоторые инструкторы зарабатывают очень мало — 500–600 рублей в час. А за час вождения машина расходует минимум 3 литра бензина, что уже составляет почти 200 рублей. Не говоря уже про заработок инструктора и обслуживание автомобиля. И получается, что только за счёт объёмов работы удавалось получать среднюю зарплату. При этом из–за большого потока учеников качество обучения не может быть на высшем уровне", — говорит предприниматель.
Александр Гусев добавляет, что, вероятно, сейчас автошколы поднимут зарплату инструкторов на уровень от 1 тыс. рублей в час. "Повышение стоимости позволит нам обучать ещё качественнее, давать большее количество часов, что впоследствии позволит нам уменьшить аварийность, травматизм и количество смертей на дорогах", — добавляет он.
Алексей Цивилёв видит проблему оплаты труда инструкторов несколько с другой стороны. "Мне написали автошколы и частные инструкторы. Представители бизнеса, которые должны радоваться, что стоимость повысится, то есть у них вырастут зарплаты, пишут, что существует правило, по которому автоинструктор не может обучать более 35 учеников в год. По факту в месяц он не может получать более 15 тыс. рублей. Они придумывают различные схемы, чтобы получать 50–70 тыс. рублей. Понятно, что за 15 тыс. рублей не научишь человека водить автомобиль. Тем более что инструктор несёт за него ответственность. Поэтому зарплаты в этой сфере должны быть больше", — говорит он.
Драгоценные часы
Уже заметно, что петербуржцы пока не готовы платить в 3 раза дороже, поэтому клиентопоток и спрос в автошколах уменьшается. В ближайшее время на рынке может быть затишье и спад количества новых заявок на обучение. Однако представители школ надеются, что рынок адаптируется и люди всё равно будут проходить обучение на права.
Исполнительный директор Национального союза ассоциаций автошкол Светлана Данилова подтверждает, что ситуация на рынке сложная. Многие автошколы делали маркетинговый ход, предлагая базовый курс за 20–25 тыс. рублей, при этом полное обучение у них всё равно стоило дороже. Так, в эту сумму входило 20 практических занятий по вождению. При этом стандартом образовательной программы предусмотрено иное минимальное количество часов практики. 54 — на автоматической коробке передач и 56 — на механической. Соответственно, в стоимости обучения должно учитываться 56 часов практики, теоретический курс, затраты на топливо, на заработную плату инструкторов, аренда учебного класса, учебно–материальная база, покупка транспортного средства, налоги и обеспечение образовательного процесса со всеми интернет–ресурсами, дистанционными платформами. Всё это никак не укладывается в среднюю стоимость обучения 20–25 тыс. рублей.
"При этом на рынке существуют организации, которые размещают рекламу, что базовый курс у них стоит от 10 тыс. рублей. Но ученики должны понимать, что за эту сумму невозможно пройти полное обучение. К тому же сайты ряда петербургских автошкол не соответствуют стандартам. Вероятно, за ними кроются нелегальные образовательные учреждения. Также на наш рынок зашли крупные сетевики, которые продают франшизы и диктуют свои условия. Эти демпинговые автошколы просто рушат рынок, условия конкурентности снижаются к нулю", — подчёркивает Светлана Данилова.
Алексей Цивилёв по этому поводу замечает, что правила МВД по количеству учебных часов изменились ещё 1 сентября 2022 года, то есть уже прошло 2 года.