Выделенные полосы призваны улучшить транспортную ситуацию в Петербурге, но вместе с этим приносят и проблемы.
В конце августа СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт–Петербурга" начало поиск подрядчиков по проектированию организации выделенных полос для общественного транспорта на Комендантском и Коломяжском пр. Общая начальная цена двух объявленных учреждением конкурсов — 14,2 млн рублей. Судя по проектам договоров, предоставить готовую документацию победителя торгов обяжут не позднее конца июня 2025 года.
Для организации приоритетного проезда автобусов и троллейбусов вдоль всего Комендантского пр. от Арцеуловской аллеи до Комендантской пл. и почти на ¾ Коломяжского пр. на участке между Парашютной и Аэродромной ул. модернизируют старые светофоры и установят новые. Крайние правые полосы на проспектах в обоих направлениях обособят для движения общественного транспорта.
Особенно остро транспортная проблема сегодня ощущается именно на Комендантском пр. В соцсетях постоянно появляются снятые местными жителями фото и видео заторов из автомобилей, в которых простаивает и общественный транспорт. А из–за задержек, вызванных пробками, на остановках в районе скапливаются толпы людей, которые зачастую не могут втиснуться в автобус или троллейбус.
Конфликт на проспекте Науки
Протяжённость существующих выделенных полос для общественного транспорта в Петербурге составляет почти 330 км в однопутном исчислении. Последний такой коридор для трамваев организовали в середине июня на пр. Науки на участке между Гражданским пр. и пр. Руставели. Но местные жители не просто не обрадовались появлению выделенки, а встретили нововведение с нескрываемым недовольством.
Открытая 24 июля группа "Проспект Науки против сплошной разметки" во "ВКонтакте" уже набрала свыше 2 тыс. подписчиков, а созданная в начале июня петиция на change.org с требованием убрать сплошную разметку вдоль проспекта собрала более 3 тыс. подписей.
Участники сообщества настаивают: после того как трамвайные пути обособили сплошной разметкой и запретили левые повороты на пр. Науки, весь транспорт на магистрали, кроме трамвая, встал в пробки. На текущий момент на проспекте осталось только четыре точки, где автомобили могут развернуться. В итоге ограничение левых поворотов привело к тому, что ради разворота машинам приходится проезжать дополнительно до 3 км впустую. Помимо этого из–за запрета парковки на проспекте близлежащие дворы наводнили машины.
Причём большинство жителей не против появления самой выделёнки, но горожан не устраивает именно то, как всё было организовано, поясняет в беседе с "ДП" участник сообщества противников сплошной разметки на пр. Науки Олег Безверхий. "Загруженным участком был перекрёсток Науки и Гражданского. Да, там убрали левые повороты и оставили их только для автобусов. И если дальше всё оставить как есть, то транспортные заторы для трамваев, которые были именно там, у метро “Академическая”, уже оказались бы сняты", — приводит пример Олег Безверхий.
Кроме того, отмечает он, сам пр. Науки неоднороден. В начале, около Тихорецкого пр., пятиэтажная застройка и нет высокой концентрации населения. Ближе к "Академической" начинается плотная застройка, но после оживлённость снова спадает. Также в качестве относительно удачного примера реорганизации движения он приводит 2–й Муринский пр., где несколько лет назад проводили реконструкцию. В результате, по его словам, трамваи проезжают этот участок стабильно за 6 минут, причём без сплошной выделёнки, а также там удалось оставить парковочные места.
Альтернативные схемы движения на проспекте
Существуют и более конкретные предложения по разрешению конфликта. По просьбе жителей и депутата муниципального округа "Гражданка" Анастасии Лапшангской урбанист Георгий Фролов подготовил проект корректировки организации движения на пр. Науки.
Эксперт отмечает, что создание выделенной полосы действительно помогло стабилизировать движение общественного транспорта в районе и сократить число происшествий с участием трамваев, так как исчезли конфликтные точки на дороге. При этом без дополнительных сложностей можно и увеличить число точек разворота, так как на проспекте уже имеется по меньшей мере пять светофоров, где пешеходная фаза останавливает движение и трамваев, и остального транспорта. Создание регулируемых разворотов для авто в данных зонах позволило бы сократить пробеги машин без создания дополнительных помех трамваям, не жертвуя достигнутыми транспортными эффектами.
При этом в долгосрочной перспективе число разворотов следует увеличить, а также реконструировать улицу с созданием безопасных посадочных платформ для транспорта. Данные предложения через депутата Законодательного собрания Михаила Амосова были переданы вице–губернатору Кириллу Полякову, курирующему городской транспорт.
Что отвечают в Смольном
В комитете по транспорту Санкт–Петербурга поясняют, что изменение схем движения и создание коридоров для общественного транспорта проводится в целях повышения его эффективности и увеличения безопасности при поездках. Уже сейчас, отмечают в ведомстве, на пр. Науки время задержек общественного транспорта сократилось трёхкратно, трамваи стали следовать по маршрутам на 5 минут быстрее, время в пути для каждого транспортного средства, проходящего по выделенному участку, сократилось почти на 3 минуты.
Запрет левых поворотов был обусловлен необходимостью снижения аварийности, подчёркивают в ведомстве. При этом в Комтрансе не отказываются от диалога.
“
"В настоящее время продолжается работа по сбору и детальному анализу информации, в частности скорости и задержки трамваев и наземного транспорта по перегонам. После получения указанных данных возможна более детальная проработка предложений по совершенствованию организации дорожного движения", — сообщают в пресс–службе комитета.
Всего новая схема движения, по оценке Комтранса, улучшила передвижение на общественном транспорте примерно для 85 тыс. человек. В то же время Олег Безверхий характеризует ответы транспортного блока Смольного общественникам как "одинаковые отписки", а приводимые чиновниками цифры, по его мнению, вызывают сомнения.
Можно ли сделать выделенку удобной для всех
Сама идея создания приоритета для общественного транспорта предполагает, что этот приоритет у него будет перед личными автомобилями. И в этой парадигме некое ущемление машин в пользу трамваев, троллейбусов и автобусов выглядит логичным и даже неизбежным.
Тем не менее и определённых компромиссов при создании выделенных полос возможно достичь, замечает транспортный аналитик Владислав Булгаков. По его словам, ранее все автомобили, двигавшиеся по пр. Науки, могли свободно поворачивать налево, в том числе для заезда во дворы.
"Это надо пресекать, о таком не должно быть и речи, потому что тогда выделенка просто окажется бесполезной. Но организовать нормальные развороты, со светофорами, причём не только через каждый километр, действительно можно", — подтверждает эксперт.