Капризные кандидаты: бизнесу стало сложнее удерживать опытных айтишников

Автор фото: freepik.com

Рынок труда продолжает меняться в сторону повышения требовательности соискателей. IT–компаниям приходится изобретать всё новые способы удержать ценных сотрудников.

За последние 2 года 62% работодателей в IT ощутили дефицит кадров. Как выяснили авторы совместного исследования компании QTIM и рекрутингового сервиса hh.ru, особенно остро нехватка сотрудников наблюдается в направлениях backend–разработки, аналитики и DevOps.

Как приручить сеньора

Генеральный директор Solar Staff Владимир Корицкий констатирует сложившуюся тенденцию: рынок перенасыщен кандидатами уровня младших специалистов (джунов), а более опытных и квалифицированных кандидатов куда меньше. Они, как правило, уже хорошо трудоустроены, а также имеют высокие зарплатные ожидания. Кроме того, для некоторых специалистов более привлекательна работа за рубежом из–за высоких зарплат. Ещё одна причина кадрового голода — недостаток инвестиций в образование. Система образования не успевает подготовить достаточно специалистов, чтобы удовлетворить потребности рынка. Эксперт отмечает, что сейчас нет системы непрерывного образования и повышения квалификации. Если бы она была, разрыв между ожиданиями нанимающих организаций и требованиями специалистов был бы меньше.
"Большинство работодателей понимают, что наём новых сотрудников обойдётся компании дороже. Поэтому активно работают на удержание текущих высококвалифицированных специалистов, создавая условия, при которых менять работу попросту невыгодно. Пресловутое “чтобы вырасти в доходе, поменяй работу” уже работает иначе: кандидаты проходят собеседование и получают оффер, ожидая контроффер от текущего работодателя с более выгодными условиями", — рассказывает HRD цифрового сервиса для бизнеса "Нетмонет" Наталия Евсюкова.
Бизнес вынужден искать разные решения проблемы кадрового голода. Одно из них — сотрудничество с проектными исполнителями. Владимир Корицкий отмечает, что фрилансеры обычно специализируются на конкретных задачах, поэтому могут быстро войти в проект и начать работу. "Это позволяет компаниям быстро закрывать пробелы в штате и не тратить время на долгое обучение новых сотрудников. Такие специалисты чаще всего работают удалённо, что расширяет географию поиска работников", — объясняет собеседник "ДП".

Свобода дороже денег

При выборе работодателя 68% соискателей в первую очередь обращают внимание на уровень заработной платы, следует из опроса QTIM и hh.ru. Далее идут описание требований к вакансии (56%) и возможность внутреннего обучения (39%). При знакомстве с предложением о работе только 12% придают значение известности компании.
Заметно отличаются особенности найма зумеров и миллениалов. Игроки рынка подчёркивают, что это два разных поколения, каждое из которых имеет свои ценности и взгляды на работу.
"Миллениалы при выборе новой работы больше обращают внимание на интересные вызовы и задачи, развитие своей экспертности и карьерный рост. Зумеры склонны больше предлагать нестандартные решения, им интересны вдохновляющие идеи, новые проекты и важна свобода в выборе решений. Оба поколения самореализовываются посредством работы, поэтому важно помнить об особенности каждого при коммуникации в найме и сотрудничестве", — комментирует Наталия Евсюкова.
Директор по персоналу группы компаний "Гарда" Наталья Яговкина обращает внимание, что уже на этапе первого контакта и собеседования видно, что рынок сильно повернулся к кандидатам.
"Если какое–то время назад кандидаты “продавали” себя на собеседовании и были готовы на всё (особенно если опыт работы невелик), чтобы получить оффер, то сейчас компании придумывают всё новые и новые инструменты, чтобы заинтересовать кандидата. При этом уровень зарплаты — гигиенический фактор. Важнее свобода графика, возможности для профессионального и личностного развития, интересные продукты, инструменты и задачи", — объясняет Наталья Яговкина.

В офис не заманишь

По данным опроса, 56% респондентов выбирают удалённую работу, 34% — гибридный формат, и только 10% предпочитают работать из офиса. Кроме того, большинство готово жертвовать корпоративными мероприятиями и обучением ради более удобных условий труда.
Некоторые работодатели положительно относятся к удалённому формату работы — это позволяет масштабировать команду с участием специалистов из разных городов и стран.
"Из тех кандидатов, с которыми мы общаемся, единицы готовы проводить 5 дней в неделю в офисе. Большинство предпочитает гибридный формат и возможность самостоятельного выбора дней присутствия в офисе. Полная удалёнка тоже угнетает, если она долгая, — нужен периодический контакт и встречи с командой. При этом некоторые работодатели действительно начинают возвращать сотрудников в офисы, в том числе в приказном порядке. Наверное, это обоснованное, но точно болезненное решение", — отмечает Наталья Яговкина.
Эксперты предостерегают, что принудительное возвращение в офис чревато повышением текучести кадров в компании.
"Опыт показывает, что удалёнка менее эффективна, чем командная работа в офисе. Современные технологии пока не дают равнозначной замены личному общению. А вот гибкий график, работа на результат дают положительный эффект и для сотрудников, и для компании", — добавляет генеральный директор АО "ИВК" Григорий Сизоненко.