Проблема дефицита кадров уже признана одним из главных тормозов развития экономик российских регионов. Промышленники активно участвуют в подготовке новых кадров, сотрудничая с колледжами, а пока делают ставку на мигрантов и роботизацию.
Решать проблему можно разными способами: модернизировать производства, повышать производительность труда имеющегося персонала, нанимать рабочих из других регионов России или трудовых мигрантов, применять роботов и искусственный интеллект.
Все эти направления власти нашей страны пытаются развивать одновременно. Но, пожалуй, ни одно из них не обсуждается в обществе так остро, как увеличение числа трудовых мигрантов. По официальным данным, более 95% работающих в стране мигрантов приехали из стран СНГ: в основном из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Предприниматели заявляют, что готовы расширить спектр поиска работников и везти их из других дружественных стран: Индии, Вьетнама и Бангладеш.
Петербургские промышленники уже на протяжении нескольких лет привлекают персонал из ближнего зарубежья. Сегодня они в целом оценивают долю мигрантов на своих заводах в 10–30% от общей численности персонала. И подчёркивают: уровень их квалификации значительно вырос и далёк от позиции разнорабочего. На предприятиях города сегодня требуются профессионалы среднего звена: слесари, операторы станков с программным управлением, сварщики, сборщики.
“
"Думаю, что число мигрантов в структуре персонала будет расти. Сейчас все вкладываются в модернизацию, это новые станки и новые вакансии. Люди нужны прямо сейчас", — рассказал источник "ДП" в отрасли.
Пожалуй, самая высокая доля трудовых мигрантов сконцентрирована в отрасли лёгкой промышленности. Там остро не хватает швей, конструкторов и квалифицированных закройщиков. "Мы вынуждены решать эти вопросы самостоятельно. Завозим самолётами из Индии", — лаконично прокомментировал процесс найма кадров владелец одного из швейных предприятий Петербурга.
В то же время государство выразило обеспокоенность серой зоной, в которой работает множество трудовых мигрантов. Кроме того, более 30 регионов России ограничили сферы, в которых они могут работать. Лидером в этом, пожалуй, можно назвать Краснодарский край, где мигрантам запретили работать в 85 отраслях, включая сельское хозяйство и обрабатывающую промышленность. В Подмосковье с января 2025 года мигрантам ограничат работу по патенту в сфере уличного питания, здравоохранении, образовании и социальных услугах. Такой подход позволит сократить количество потенциальных конфликтных ситуаций, отметила министр экономики и финансов Московской области Наталия Маслёнкина.
В Ленинградской области с 19 августа и до конца 2024 года ввели запрет на работу граждан Узбекистана, Молдовы, Таджикистана и Азербайджана в такси: эту меру объяснили желанием обеспечить приоритетное право на трудоустройство россиян и повысить безопасность перевозок. В правительстве Ленобласти напомнили: действующее законодательство (ФЗ №115 "О правовом положении иностранных граждан в РФ") позволяет главам регионов ежегодно, с учётом региональных особенностей рынка труда, запрещать привлекать на работу иностранцев с патентами по отдельным видам деятельности. О вводе аналогичного запрета задумались и в Петербурге, но соответствующих решений пока не приняли.
Параллельно с этим власти явно стали строже принимать экзамены у желающих поработать в России (всего нужно сдать три экзамена: русский язык, история России и основы законодательства). По данным Минобрнауки, число мигрантов, которые не смогли сдать экзамены и получить патент на работу, выросло в разы. Если в январе 2024 года их доля составляла 1,74% от общего количества сдающих, то к маю этот показатель вырос до 12,42%, привёл данные Интерфакс.
В свою очередь, полиция стала чаще признавать недействительными патенты, выданные трудовым мигрантам. Так, с января по август текущего года были аннулированы 7,1 тыс. патентов в Петербурге и 5,9 тыс. — в Ленобласти. За весь прошлый год число таких аннуляций в обоих регионах составило около 2 тыс. Добавим, что в целом, по данным ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти, число иностранцев, приехавших в эти два региона за 6 месяцев текущего года, выросло на 27%, более чем до 404 тыс. человек (по сравнению с аналогичным периодом 2023–го).
Хотя доля мигрантов в структуре персонала и растёт, работодатели не перестают бороться и за местные кадры. Например, повышая уровень зарплаты или предлагая расширенные страховки, проживание и корпоративную ипотеку. По оценке hh.ru, зарплаты в промышленности Петербурга за год достигли почти 90 тыс. рублей в месяц. При этом за первое полугодие число вакансий на заводах города выросло на 16% и дошло до 60 тыс. Наибольший спрос зафиксирован в добывающей отрасли, к которой в Петербурге относят производство и логистику, связанные с сырьевыми гигантами (+29% новых рабочих мест), нефтегазовой отрасли (+28%), а также у производителей промышленного оборудования (+28%) и у энергетиков (+27%).
Промышленники также всё охотнее принимают участие в нацпроекте "Профессионалитет": форме сотрудничества работодателей и государственных образовательных организаций, прежде всего — колледжей и техникумов. По официальным данным, всего таких тандемов (то есть кластеров с колледжами и промышленниками) уже появилось 370 в 79 регионах России.
Такое партнёрство потребовалось прежде всего потому, что учить современных рабочих в колледжах оказалось буквально не на чем: у них не было современного производственного оборудования. На создание реальной производственной среды направляют как государственные деньги, так и средства предприятий–партнёров. "Ни для кого не секрет, что и преподаватели, мастера производственного обучения не были знакомы с реальным современным производством", — рассказал директор Калининградского морского рыбопромышленного колледжа (КМРК) КГТУ Сергей Карпович на одной из сессий Международного рыбопромышленного форума в Петербурге. По его словам, за последнее время в колледже открыли пять новых производственных площадок, включая "моредобычу", которая имитирует палубу рыбопромыслового судна.
Обучать новые кадры спешат. К примеру, в КМРК действует 15 образовательных программ подготовки специалистов среднего звена для рыбопромышленной отрасли. В трети из них сроки обучения сокращены: от четырёх месяцев до года, а доля практики увеличена. "Программа в связи с сокращением срока обучения настолько интенсивная, что не все справляются с её освоением. Приходят ребята разные: средний балл одинаковый, но подготовка в школах на разных уровнях. А интенсификация обучения предполагает хорошую школьную базу. Приходили родители — немного, но были, — кто писал заявление об отчислении, поясняя, что ребёнку учиться тяжело, он физически не справляется", — рассказал Сергей Карпович.
Как отмечают работодатели, сотрудничающие с системой среднего профессионального образования, важно помогать не только с материальной базой и переподготовкой преподавателей, но и с формированием умений и навыков студентов, что возможно только на действующем производстве.
"Практика должна проводиться постоянно, со студентами нужно работать: так мы сможем сформировать трек развития конкретно этого человека. Средние специальные учебные заведения — это сегодня действительно вектор развития российской экономики, а также профессиональной и личностной карьеры", — подчеркнула генеральный директор ООО "ТД “Балтийский берег”" Анна Шевелёва.
Акцент на подготовку специалистов именно среднего звена не будет конфликтовать с системой высшего образования, полагают эксперты. "На производствах нужны разные специалисты: и те, что в “поле”, и те, что на “главных рубежах”. Предприятиям преимущественно нужны специалисты со средним образованием. Но современное производство, развитие новых технологий требуют более научного подхода, и здесь смогут найти свою нишу те, кто отучился в вузах. Думаю, что серьёзной конкуренции они друг другу не составят и ситуация в целом позволит развиваться и предприятиям, и науке", — отметила завкафедрой технологии продуктов питания КГТУ, разработчик оценочных материалов для демонстрационного экзамена Ирина Титова.
Добавим, что, по оценкам Смольного, следующим шагом в развитии петербургской промышленности будет и роботизация. В некоторой степени она станет ответом на проблему с кадрами.
“
"Ответ на вызов “что же с кадрами” действительно есть. Мы понимаем, что дальнейший шаг — это роботизация", — сказал председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле города Кирилл Соловейчик.
Он подчеркнул, что власти намерены "растить" в городе компании, которые занимаются роботизированными системами, и предлагать их промышленным предприятиям–заказчикам, у которых есть такой спрос.