Аппетиты выросли: обороты общепита в России достигли почти 3 трлн рублей

Российский общепит нарастил обороты на 8,5% с начала года
Автор фото: архив "ДП"

Оборот предприятий общественного питания в России за 8 месяцев текущего года вырос на 8,5% в сопоставимых ценах и составил 2,8 трлн рублей.

В действующих ценах динамика составила 19,5%, подсчитали в агентстве INFOLine. По итогам года оборот общепита может составить 4,7–5,2 трлн рублей.
Основатель INFOLine Иван Федяков отмечает, что оборот петербургского общепита по итогам 2024 года, скорее всего, достигнет 500–550 млрд рублей. На Петербург сегодня приходится около 10% всего оборота общественного питания в стране. Значительную роль в этом играет туризм.
"Раньше иностранцы, приезжающие в Петербург, оставляли гораздо более крупные чеки в кафе и ресторанах. Было достаточно много заведений, которые ориентировались на иностранного потребителя. Сейчас рынку приходится перестраиваться на внутренний туризм. Из–за сложностей с поездками за границу Петербург стал одним из самых популярных направлений", — отмечает Федяков.
Глава представительства Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) в Петербурге и Ленинградской области Александр Марков говорит, что рост оборота во многом связан с инфляцией и не равен росту прибыли. "Ситуация из года в год примерно одинакова. Мы потихонечку растём по оборотам в цифрах, но при этом очень быстро увеличиваются издержки ресторанного бизнеса. Кроме того, сфера питания вне дома расширяется за счёт ретейла. Торговые сети стали активно продавать готовую еду", — говорит он.
Основатель и руководитель компании Gastro Norma Данил Герасимиди подчёркивает, что рост рынка связан не с открытием новых объектов. "Средний чек гостя и оборот предприятий естественным образом возрастают, потому что всё дороже становится сырьё. Я связываю рост рынка в денежном выражении с увеличением оборота от среднего чека", — поясняет он.
Руководитель отдела торговой недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге Анна Лапченко отмечает, что быстрее всего в Петербурге растут авторские ресторанные концепции с известными шеф–поварами. По её оценке, новые точки всё же открываются довольно активно, особенно в районах с высоким пешеходным трафиком.